Свет и тени нехорошей квартиры
Первое впечатление: я попала на свалку. Самую настоящую мусорную свалку с тошнотворным запахом. Хотелось поскорее убежать отсюда подальше, вдохнуть свежего воздуха, но… Но на диване, тоже заваленном каким-то хламьем и бумагами, сидела Анастасия Васильевна. Та самая, которая звонила в редакцию, умоляя помочь ей разобраться с отнятыми у нее льготами, с бездушными коммунальщиками, с бездействующей соцзащитой, с черствыми медиками, с недобрыми соседями…
В общем, каждый раз, с каждым ее новым звонком-«криком души» недоброжелателей у Анастасии Васильевны становилось все больше и больше. И вот, когда она сообщила, что за якобы несуществующие долги у нее отключили свет, я сама пошла к ней. Может, действительно не преувеличивает одинокая пожилая женщина, рассказывая о «врагах», окружающих ее каждодневно и не дающих спокойно доживать свой век…
I.
Дом, где живет Анастасия Васильевна, стоит не у дороги, а во дворе. Нет шума, да и пыли тоже нет. У зеленых подъездов – скамейки. Посидеть бы здесь Анастасии Васильевне, посмотреть на играющую детвору, поговорить с соседками о сериалах, о погоде, да мало ли о чем еще можно поговорить? Но, как опять же по телефону говорила мне Анастасия Васильевна, пошел второй год ее «заточения» в квартире. Ноги стали совсем непослушными. Даже по своей квартире она передвигается с большим трудом.
Впрочем, и мне шаги здесь даются непросто. Повсюду сумки, пакеты. Есть балкон, но и он завален доверху.
— Видите, еще и окна вываливаются. Зимой замерзаю. Неужели я не заслужила, чтобы мне сделали ремонт за государственный счет? Я всю жизнь трудилась. И для Победы сделала тоже немало. Ведь тот хлеб, который мы в колхозе убирали, на фронт шел, солдатам нашим.
На фронте был и ее отец Василий Михайлович. Погиб в феврале 1942 года на Смоленщине. Там же и был похоронен в братской могиле.
— Почему дети погибших шахтеров получают денежные выплаты, а мы, дети погибших фронтовиков, всего лишены? Где справедливость?
Не только мне задает эти вопросы Анастасия Васильевна. Пишет в разные инстанции. Горы конвертов с ответами на столе.
— Не ответы это, а отписки, — сердится Анастасия Васильевна.
Я прочла несколько ответов. Нормальные, уважительные, исчерпывающие объяснения, как и из чего сложилась пенсия, какие доплаты она получает, какими льготами имеет право пользоваться. Но все эти ответы Анастасию Васильевну не устраивают. И она продолжает обижаться на всех и вся.
II.
На меня она тоже обиделась. За то, что стала расспрашивать о родственниках. О тех самых, кому Анастасия Васильевна завещала свою двухкомнатную квартиру. Почему бы им не помочь навести порядок в запущенной квартире, где годами не только не белено, но и не мыто?
— Все мои родные тоже больные. И вообще, при чем здесь они, если мастера нашего «Гаранта» плохо установили и смесители, и унитаз? Пусть все переделывают. И покупают мне все новое.
— Но ведь вы – собственница квартиры. И ваша обслуживающая жилищная организация бесплатно может установить только стояки. А они, как я вижу, поставлены… Может быть, не следовало вам, одинокой, приватизировать квартиру, — попробовала я порассуждать вслух.
— С какой стати я должна дарить ее государству?! У меня есть племянники и внучатые племянники. Пусть им достанется. И вообще, пусть мне, труженице тыла, ветерану труда, бывшему народному заседателю с 30-летним стажем, дадут квартиру в доме ветеранов. Но не путайте этот дом с домом престарелых!
Попробовала я объяснить Анастасии Васильевне, что квартиры в доме ветеранов даются на правах социального найма. И тем, кто не имеет жилья. Она вновь перебивает, переходит на крик:
— Я хочу в дом ветеранов, а эта квартира пусть родственникам достается!
В общем, все «по кругу». Не хочет Анастасия Васильевна обременять родных ни заботой о себе, ни ремонтом квартиры. Вновь звучит обида в адрес управляющей жилищной компании «Гарант»:
— Бессовестные, в суд на меня подавали. Якобы я должна была за квартиру. А это они мне должны. Я подолгу жила у родных, была в больнице. С какой стати должна была платить за квартиру?
— Но вы писали заявление, что собираетесь отсутствовать? – спрашиваю.
— Я жалобы писала!
III.
Поняв, что и во мне Анастасия Васильевна увидела недоброжелателя (она так и заявила, что от меня нет пользы, а только вред), я пошла в «Гарант».
Конечно, имя ее здесь у всех на слуху. И не только потому, что она в «черном списке» неплательщиков. Дело в том, что однажды пожаловались на хозяйку «нехорошей» квартиры соседи. Так, мол, и так: антисанитария, зловонный запах пробрался уже и к другим жильцам подъезда. Сколько можно терпеть?! Надо что-то делать. Директор ООО «Гарант» Татьяна Матюхина уговорила Анастасию Васильевну открыть дверь работникам «Гаранта». Последние в масках из-за удушающего запаха не вошли, а еле-еле пробрались в квартиру… Вывозили все, как мне рассказали, на нескольких машинах несколько дней.
А вместо благодарности – новые жалобы от Анастасии Васильевны.
И все-таки, уже по моей убедительной просьбе, пожилой и больной неплательщице включили свет. Но с условием, что уговорю ее погашать долг хотя бы частично.
Я попробовала. В ответ знакомое:
— Никому и ничего я не должна!
— Мне дали распечатку, где черным по белому значится, что ваш долг еще с 2009 года составляет около 36 тысяч рублей.
— Это обман! – слышу в ответ и… еще больше жалею Анастасию Васильевну. И за ее беспомощность, и за бессилие бороться прежде всего с собой, со своим характером. Ей кажется, что все хотят ей только зла. А она-то, имеющая большой трудовой стаж, заслужила и большую пенсию, и внимание, и уважение.
IV
Пенсия у нее, конечно, не фронтовая, но и неплохая. У многих пенсионеров значительно меньше. Но вы спросите у работников жэков, кто из квартиросъемщиков платит аккуратней всех? Да, как правило, они, пенсионеры. Анастасия Васильевна – исключение.
Не хочет она оплачивать и за дополнительные услуги работникам соцзащиты. Но я точно знаю, что услуги эти стоят совсем немного, а потому и зарплата у соцработников невелика. Во всяком случае, меньше, чем пенсия Анастасии Васильевны. Но она твердо стоит на своем:
— Мне все должны делать бесплатно. Я заслужила.
Интересно, а призывает ли она к этому своих родственников? То есть к элементарному вниманию и помощи?
Наверное, если бы Анастасия Васильевна была такая одна, то и не стала бы я «озвучивать» ее ситуацию с «нехорошей» квартирой. Но время от времени приходится выезжать по адресам, где люди, жалуясь на власть, жэки, словно забывают, что они, прежде всего, сами хозяева своей частной собственности. И что живут не на необитаемом острове, как та же Анастасия Васильевна из пятиэтажной панельной хрущевки. Кстати, сама она тоже пожаловалась на соседей:
— Эти олигархи ремонты делают, а у меня розетки летят, стены лопаются.
— Олигархи не в таких домах живут, — хотела я перевести разговор в шутку. Но Анастасия Васильевна вновь обиделась. Однако продолжала перечислять, что ей надо прежде всего:
— Имею ведь я право полечиться в госпитале для ветеранов? Пусть меня туда положат!
Знаю, что к медикам поликлиники №20, куда прикреплена Анастасия Васильевна, не раз обращались руководители «Гаранта». Вмешательство медиков этой женщине необходимо. На обиды, жалобы, звонки уходят ее последние силы. Очень жаль…
Галина БАБАНАКОВА.
Кемерово.
19.09.2013 в 23:05
Очень жаль… что эта несчастная женщина, пенсионерка, ветеран труда, отработавшая по-совести на государство всю свою жизнь, теперь не может получить бесплатной социальной помощи, хотя бы в виде элементарной уборки квартиры раз в месяц! Очень жаль, что вместо уважения, наград и реальной помощи от современного поколения она получает сожаления и консультации журналиста! Очень жаль, что работники управляющей компании считают себя героями, потому что один раз вывезли мусор из квартиры труженицы тыла, которая в годы войны, не жалея себя, работала по 12 часов в сутки! Жаль, что в войну, когда осиротевшая она «пахала» за себя и «за того парня», питалась лебедой и крапивой, простите, выстояла и дожила до такого позора! Думала ли Анастасия Васильевна когда-нибудь, что потомки, ровесники внукам, будут шутя поучать ее, как жить в современном обществе, кому отдавать квартиры, писать какие-то заявления, вместо того, чтобы помочь? Волонтеры, ау! Благотворительные фонды, где вы? А богатые люди в Кузбассе есть? Или такая мелочь, как помощь старушке, не входит в великие планы? Очень жаль, что некому заплатить за свет этой женщине, навести порядок и приготовить поесть! А еще жаль, что эту статью могут прочитать наши дети! Какие выводы они для себя сделают? Люди, куда мы катимся…
Ответить
19.09.2013 в 16:13
попробуйте полечить ее в дурдоме, а то с такой злобой на весь мир и всех вокруг она скора кидаться на людей будет
Ответить