Актуальное

Воюем, мучаемся, но…

2 сентября 2013 | Газета «Кузбасс»

IMG_55О том, что и кто мешает уборке урожая-2013, «Кузбасс» уже писал («Они идут, незваные»,
23 августа). На сей раз стояла задача найти хозяйство, оптимизму которого не мешает даже сложная погода.
Было трудно, но «Кузбасс» нашел: оптимистом оказался один из крупнейших фермеров области Артур Мовсесян.

— Артур, как дела?
— Воюем, мучаемся, конечно, но с четверть посевных площадей уже убрали. Всегда выезжали на уборку с первого по четвертое августа. В этом году – только 15-го. Начали с озимой пшеницы, одновременно подошел ячмень…
У нас посевных около десяти тысяч гектаров. Взяли новый комбайн, теперь их шесть, нагрузка нормальная, справляемся. Покупали, потому что увидели: урожай будет, пятью комбайнами справиться крайне тяжело. Буквально перед уборкой его привезли, а тут еще такая погода – вписался четко… В данный момент несколько сдерживают сушилки.
Сушилок у нас три, всегда справлялись, а в этом году урожайность озимой пшеницы бешеная, на круг под полтинник получилась. У нас никогда такого хлеба не было, так что подзавалили маленько сушилки. Только успеют расхлебаться – мы опять партию зерна в 500-600 тонн кинем. Два-три дня глотают, на следующую сушилку возим.
Дождей много, очень высокая влажность зерна, поэтому затраты на сушку колоссальные. Спасает, что все сушилки мы перевели с нефти и солярки на уголь: затраты на сушку сразу сократились раз в восемь.

— Сколько удается убирать за сутки?
— Смех и слезы, 200 гектаров от силы. В хорошие годы пятью комбайнами получалось и 300. Когда влажность зерна меньше 16-17 процентов, комбайны просто летают, а сейчас приходится молотить при 20-22, скорость низкая, чтобы потерь было меньше.

— Есть ли спрос на новое зерно?
— Первую озимую пшеницу, первый ячмень уже полностью распродал. Начали молотить – сразу начал продавать, в основном по области. Цена пока неплохая, я уже на эти деньги сеялку за 6,6 миллиона рублей купил и вчера большой зернопогрузчик проплатил – еще полтора миллиона. Несколько машин самой первой пшеницы ушли по 8,5 тысячи рублей за тонну, сейчас цена около 7 тысяч. Ячмень – около 6 тысяч, первый был по 7… Я ж говорю, раньше посеял, раньше выехал на уборку, выхватил максимальную цену. Даже не на цене – на разнице в цене! – мы на сеялку и заработали.

— Параллельно сеетесь? Оптимальные-то сроки уходят?
— Мы много лет сеем 8-9 сентября, так что успеем. Будет 300-400 гектаров озимой пшеницы. Как сказал, под это дело купили новую канадскую сеялку, ширина захвата 12 метров. Сейчас ее собирают сборщики из Омска, крутят-вертят гайки, хотим испытать ее и понять, с какой стороны к ней подходить весной.

— Артур, назови главную, на твой взгляд, проблему уборочной, кроме погоды?
— Возить зерно с полей. Комбайны в поле тонут, трактора тонут. Полевые дороги – колеи в пол человеческого роста, «КамАЗам» не проехать. Выгоняем их на дорогу – здравствуйте! – в Гурьевском районе теперь два весовых контрольных поста сутками дежурят. Надо дорогу переехать, а тебе: «Ты в «КамАЗ» лишнего насыпал, 500 килограммов!» А у меня на поле что, весы стоят? Комбайн полбункера не вывалит, он целый вывалит. «КамАЗы» четырнадцатитонные, а вожу по 10-11 тонн, и все равно перегруз. Но если по 7-8 тонн – ходок в полтора раза больше надо, где я что успею? Приходится нарушать закон, выезжать на дорогу, платить штрафы. Я бы ездил по полям и полевым дорогам, как обычно. «КамАЗы» едут, мы дорогу грейдируем – никому не мешаем, на трассу не выходим. А в этот год грейдируй не грейдируй – бесполезно, каждый день дождь идет, все размесили. У меня на поле всегда дежурит «New Holland» – большой трактор со здоровым толстым тросом, постоянно кого-то вытягивает. А тут еще по дорогам ездить нельзя! До абсурда доходит: с поля зерно до сушилки везем, останавливают: «Где у тебя товарно-транспортная накладная?» Что я, бухгалтера должен в каждый комбайн посадить? «Почему палатку не завязал?» А мне и надо-то с поля до тока два метра проехать!
Учитывая сложности этой уборочной кампании, считаю, могли бы принять хоть какое-то постановление, чтобы не мешали побыстрее хлеб убрать. Ладно, наше хозяйство покрепче, все с документами, все со страховками, водители обучены – как положено, и то причину для штрафа найдут или права отберут. А как быть фермерам помельче? Не думаю, что это все против нас настроено, но получается – мы страдаем.
Нам и нужно-то три-четыре недели. А там, я согласен, по трассе повезу зерно в Кемерово или Новокузнецк, загружу в «КамАЗ» 8 тонн, в телегу еще 10, по всем весам проходим, ничего не нарушаем…
Ну, и с погодой проблемы, конечно, страшнейшие, 5-12 миллиметров дождей еженощно выпадает, до обеда в поле не выехать. Молотим, только бы поле немного обдуло, чтобы на колеса у комбайна не наматывало. У меня техника мощная, а у кого техника слабее и нет сушилок, тому кранты. Последние волосы на голове выдергали, все в шоке: первое сентября, а зерна-то нет, кто бункер намолотил, кто два. Прибегали ко мне за помощью, маленько, говорю, разгребусь, разлопачу на сушилках, подвозите, будем сушить. Людям семена засыпать, хоть как-то начать. Ведь еще неизвестно, каким сентябрь будет.

— Ты – крупнейший соевод в Кузбассе. Вызреет она в этом году?
— Вызреет. Сейчас тепло стоит, она продолжает вегетировать вовсю. Влаги море, бобы налились, единственно, маленько затянуло сорняком, и в такой фазе уже не обработать гербицидами. А так 600 гектаров стоят, уже телефон разрывается: «Соя у тебя будет?» Ведь в Амурской области позатопило все, сои нет… Говорят, стартовать начнут от 17 тысяч рублей за тонну и выше.

— Резюмируй, что у тебя получилось правильно?
— Что рано поехали сеять, не стали ждать тепла, грязь не грязь… Хорошо, что докупили комбайн, нагрузка немного снизилась. Хорошо, что есть сушилки. Одну уже перевели на круглосуточный режим. Можно еще одну перевести на две смены…
Хорошо, что у нас разные культуры: я не сторонник складывать все яйца в одну корзину. В этом году многие не стали заниматься соей, даже институт новосибирский не стал сеять: холодно, не вызреет. А она вон, прекрасно себя чувствует, даже лучше, чем в прошлом году. В принципе, заморозок бы, тогда листья опадут, и она дозреет в течение недели-полутора. Даже 10 центнеров с гектара возьмем – себя оправдала.
Пока у нас все нормально, цена на зерно хорошая, и если не упадет ниже 5 тысяч рублей за тонну, год будет удачным. Сейчас другая опасность: хороший урожай бывает страшнее, чем засуха. Упадут цены, и…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс