Седина в бороду – зачетка в ребро
Такого в истории региона еще не было: 26 кузбассовцев, старше 50, «штурмуют» нынче престижные вузы или уже учатся в них!
Из этих милых моложавых бабушек в брючках, «балетках» и из дедов с седыми бровями, но горящими молодо глазами, впору собирать целую студенческую группу…
Невероятно целеустремленную группу, трудолюбивую.
И бойкую не по годам!
Одно мешает: они «разбросаны» по КемГУ, сельхозинституту, «приросли» к университетам Москвы и Томска…
— Новые знания продлевают жизнь, — объясняет причину «пенсионного» студенческого бума 67-летний Владимир Петрович Тараканов из Новокузнецка.
Порог
Владимир Тараканов этим летом считается самым старым абитуриентом Кузбасса (после того, как кандидат в рекордсмены — 74-летний Аркадий Эрский, сдав экзаменационные тесты «не очень», не прошел на юрфак КемГУ).
А у Тараканова мечта сбылась. Поступил не просто в вуз — его взяли сразу… на второй курс!
— Теперь жду начала занятий. И даже одно только ожидание, нетерпение дает такой заряд, и у меня сейчас ТАКОЙ подъем сил… совсем как в юности, — раскрывает читателям «Кузбасса» новый, набирающий популярность в регионе рецепт молодости Владимир Петрович.
Кстати, этот рецепт в Европе и за океаном пенсионеры, вырастив детей и вынянчив внуков, получив уйму свободного времени, начали использовать еще лет 20 назад. Сначала поодиночке, а потом компаниями стали записываться в школы искусств или поступать на факультет, в молодости «отодвинутый» первым выбором в сторону. Но к старости всплывший в памяти с такой жгучей тоской, с таким призывом!
А у нас в стране возрастной порог (до 35 лет), со времен СССР не подпускавший пенсионеров к вузам и «ушедший» тихо-незаметно вместе со сменой эпох, с появлением поправки в законе «Об образовании» еще очень-очень долго держался в людской памяти.
22 диплома
Первым в Кузбассе перепроверил, «жив» ли возрастной ценз, новокузнечанин Илья Николаевич Осипов.
Он вошел в историю России, получив в 1994 и в 1995 годах, в свои 66 и 67 лет, ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ и ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ дипломы.
Он и в 82 года еще потом мечтал пойти учиться – в мединститут. Не успел.
Ильи Николаевича два года уж нет, но легенды о нем продолжают расходиться по Кузбассу. О том, как хватал знания на лету.
— А началось все со школы. Мне было безумно интересно учиться. Учился сам, родители помочь не могли, они ж были неграмотными, — не раз говорил мне Илья Николаевич.
…Сначала выучился на геолога, потом на учителя, на журналиста… На ДЕВЯТНАДЦАТИ дипломах он бы, возможно, остановился. Но сразил инсульт. И жена переехала с ним, парализованным, в деревню, надеясь на чудеса свежего воздуха.
Медицина была бессильна. Илью Николаевича спасли пчелы, случайно. Он вспоминал: напали и изжалили его, неподвижного, вывезенного на коляске в сад, после чего… впервые смог пошевелить ногой. И поверил в лечение пчелами.
У него заработали руки, через год встал на ноги, завел пасеку, окончил Академию пчеловодства, изучил теорию и практику «пчелолечения» начал лечить людей. И, добившись, чтобы его приняли в медучилище, на дневное, вскоре стал старостой группы, учась на пятерки (ради работы с пчелами) и поражая преподавателей в училище и на практиках цепкой памятью.
Получив два последних диплома – по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело», Илья Николаевич любил говорить: «Знания бесконечны. Учиться надо всю жизнь!»
И стал вечным образцом «вечного студента»…
Жил-был художник один
Через 10 лет после прорыва деда Осипова – кряжистого, с седой бородой «лопатой» — в студенты, другая новокузнечанка – Ираида Борисовна Зиновьева тоже задумалась об учебе.
Вспомнила, что кумир, народный художник Иван Селиванов, поступив в Москве на заочное, на факультет Народного университета искусств в 1947 году, в 40 лет, проучился там аж 22 года.
— У меня уже были три диплома, три любимых профессии в жизни после окончания медучилища, геофака и Высшей школы милиции. Столько накопилось впечатлений от работы и так захотелось их выплеснуть – в картинах. И я поступила, по примеру Селиванова, в тот же московский вуз. После чего сказала друзьям: «Все воздается по желанию и хотению, пробуй — и все получится!» — рассказывает
62-летняя шестикурсница, художница Зиновьева.
И за ней следом подали документы и учатся уже семеро!
…Они называют себя кузбасскими студентами «серебряного возраста». Веселы, шумны, снова легки на подъем!
…Самый молодой, в смысле, только нынче поступивший в «их» университет, но самый старший по паспорту Владимир Петрович Тараканов уверен, что учиться ему на отделении «станковая живопись» будет… легче, чем в 20 лет:
— Я ж как учился в молодости, в металлургическом техникуме — имея семью, ребенка и работая подручным сталевара? Еду на учебу с ночной смены, друг мне в автобусе закон Ома объясняет. Или уснешь прямо на занятиях, и сквозь сон слышишь от преподавателя: «Пусть поспит, Герой Соцтруда Шабалов Кузьма Федорович, тоже, бывало, за этой партой спал». Но на экзаменах поблажек не было… А на пенсии… не просто время для учебы появилось. Я даже облака необыкновенные над головой только теперь замечаю и на холст их красоту переношу! А в молодости все бегом было…
Примета времени
В прошлую пятницу 54-летний Александр Михайлович Пирожков из Беловского района краснел и бледнел, и стирал пот со лба.
— Я приехал в Кемеровский сельхозинститут поступать на специальность «агрономия», мне нужен вузовский диплом по работе. И решил сдать три экзамена сразу – русский, математику, биологию. В школе по ним четверки, пятерки имел. А тут взмок, прошло 40 лет почти. Волновался эти полтора часа так же, как в день, когда в нашей семье первенец 30 лет назад родился. Я тогда, у роддома дежуря, помню, впервые в жизни закурил. Да еще «Беломор», у мужиков занял, — смеется Александр Михайлович.
…Руки тряслись на экзаменах нынче в «сельхозе» потому, что поступать решил (признается) в последнюю минуту и мало чего успел повторить. Забыл вдруг даже, что такое «вакуоли».
— Надеюсь, все-таки тесты сдал. Хотя и неожиданные вопросы были, типа «Пытался ли да Винчи открыть колбу под вакуумом?» Вот те на?! – хмыкает абитуриент Пирожков. И с надеждой говорит:
— Сменил старую студенческую примету (не положил под левую пятку пятак – для успешной сдачи экзамена, как это делал в молодости, в сельхозтехникуме). А перед тем, как переступить экзаменационный порог сейчас, прочитал «Отче наш», попросил помощи: «Я хочу учиться!..»
Лариса МАКСИМЕНКО
Идет на новый рекорд России
Александр Кузьмич Трусов из Киселевска в 76 лет стал студентом журфака Томского университета в прошлом году.
Обе первые сессии сдал успешно: помог опыт (полвека назад Трусов окончил техникум, институт и высшую партшколу).
ЧЕТВЕРТЫЙ диплом, ради которого Александр Кузьмич штудирует учебники, он получит в 81 год! И станет самым пожилым выпускником вуза в России!
Сесть за учебники он решился, устав от одиночества (его жена умерла 10 лет назад, и как ни пытался нагружать себя по дому, на огороде и на службе под завязку, жил с болью в сердце).
— Вот и решил: сплю по три часа в сутки и высыпаюсь, а не занять ли мне свободные ночные часы, — объясняет Александр Кузьмич, — под учебу?!
Учиться никогда не вредно
Ирина Шибанова, начальник областного госпиталя
ветеранов войн:
— Учиться пенсионерам можно и нужно. В перечне рекомендаций пациентам госпиталя для долголетия у нас изначально стоит пункт о том, что надо ежедневно: узнавать что-то новое, тренировать мозг. Нагрузка активизирует центры, улучшает кровообращение. В среднем в день надо заниматься по 2-4 часа, читать, учить стихи, песни. Иначе при постоянном отдыхе клетки мозга атрофируются, и это может привести к слабоумию.