Соцсети:

Прогресс против тайны

29 августа 2013 | Валентина Акимова

Недавно мой оператор мобильной связи прислал SMS с предложением подключить услугу, позволяющую определить, где в данный момент времени находится интересующий меня абонент. «Это что ж получается?! – возмутилась я. – Точно так же кто ни попадя сможет контролировать и мои перемещения тоже? А как же тайна частной жизни?..»

Скандальные аналогии
Вспомнился скандал двухлетней давности, связанный с «навороченными» мобильными устройствами. Их владельцы подали иски сначала к компании Google, а следом – к Apple, обвинив разработчиков программного обеспечения для своих смартфонов и планшетных компьютеров в том, что они, по сути, организовали несанкционированную слежку за абонентами-пользователями. Телефоны и планшетники на основе операционных систем Android (Google) и iOS (Apple) отслеживали перемещения своих хозяев, подобно «жучкам». Хотя такие устройства могут использоваться в отношении граждан только по решению суда.
Компании-ответчицы поясняли, что создаваемые системой идентификаторы абсолютно случайны и как-то отследить по этим данным конкретного пользователя обычному гражданину нельзя, поскольку они обезличены.
Эксперты, выступающие на стороне истцов, не соглашались с таким заявлением, ссылаясь на то, что ранее им удавалось разобрать данные и связать их с нужным человеком.
Истцы возмущались, что функции слежения не были заявлены официально, и требовали компенсации за моральный вред. Сумма предъявленных исков оценивалась в десятки миллионов долларов. Один из американских сенаторов даже высказался в том смысле, что этот судебный процесс станет первым шагом в исследовании вопроса, соответствует ли законодательство в сфере защиты тайны частной жизни прогрессу технологий.
Выяснить, чем закончилось разбирательство, автору этих строк не удалось. На запросы Интернет выдавал кучу ссылок, где фигурировали различные судебные иски к названным компаниям, но о слежке там не было ни слова. Возможно, процесс все еще идет?
Между тем операторы сотовой связи, действующие на территории Кузбасса, информацию о том, где находится тот или иной абонент, предоставляют вполне легально. И давно!

Приоритеты – детям и бизнесу
Одной из первых услуги по определению местонахождения абонента начала предоставлять компания МТС – еще в 2005 году.
«Сейчас они востребованы как у корпоративных клиентов, так и в массовом сегменте, – поясняет коммерческий директор филиала МТС в Кемеровской области Антон Антонов. – К примеру, услугу «Мобильные сотрудники» подключает каждый второй корпоративный клиент Кузбасса, чей бизнес связан с работой разъездного персонала. А в преддверии нового учебного года мы отмечаем растущий интерес родителей к специально разработанному «Детскому пакету», подключение которого позволит им быть в курсе перемещений ребенка».
В «МегаФоне» первая «поисковая» услуга была запущена в 2008-м и тоже на специальном детском тарифе. Называлась она «Маячок». Сегодня это «Радар», работающий на любом тарифном плане.
«Статистику подключений «Радара» мы не ведем, – комментирует директор Кузбасского регионального отделения «МегаФон» Вадим Севастьянов. – Но, по данным специалистов нашего контактного центра, желающих подключиться с каждым месяцем все больше. И хотя в первую очередь услуга рассчитана на детей и родителей, есть примеры использования «Радара» бизнесом: компании устанавливают в автомобиль мобильный телефон и контролируют его передвижения».
Компания ЕТК (мобильная «дочка» Ростелекома) недавно заявила, что в масштабах России уже более 80 тысяч ее мобильных абонентов воспользовались сервисами по обеспечению безопасности детей. Причем наряду с «Мобильным поиском» компания предоставляет услугу «Тревожная кнопка»: одним нажатием ребенок может отправить SMS-сообщение о том, что попал в беду.
Не игнорирует «детскую тему» и «Билайн».
«С 2011 года компания «ВымпелКом» является телекоммуникационным партнером поискового отряда «Лиза Алерт», предоставляя волонтерам решения и технологии, которые помогают сделать поиск пропавших детей более эффективным и быстрым, – уточняет и.о. директора Кемеровского филиала компании Андрей Лапиков. – В 2012 году «Билайн» и «Лиза Алерт» организовали первую в России бесплатную «горячую линию» 8-800-700-54-52 по пропавшим детям, сообщения на которую принимаются круглосуточно из любой точки России».
Что же до услуги «Билайн-Координаты», трансформировавшейся после обрастания новыми опциями в «Локатор», она предлагается с лета 2012 года.

Бди!
В принципе законный интерес работодателей к тому, где в рабочее время находятся их сотрудники, «вооруженные» корпоративными телефонами, у меня лично вопросов не вызывает. И вряд ли кто откажет родителям в их праве беспокоиться о безопасности собственного чада. Но как быть с сохранением тайны частной жизни во всех остальных случаях? Ведь поисковые сервисы мобильных операторов предлагают нам возможность определить не только наши координаты, «привязав» их к ближайшим заправкам, ресторанам, торговым центрам и прочим объектам конкретной местности. Они готовы сообщить, где в данный момент времени находятся наши друзья и члены семьи – посредством SMS- или MMS-сообщения. А то и могут показать это место на карте в интернет-браузере нашего телефона.
Мои сомнения поставщики услуг мобильной связи пытались развеять заверениями о том, что главным условием предоставления такой информации является согласие абонента на определение своего местонахождения. В ответ на соответствующий запрос оператора он должен отправить со своего телефона определенную команду. И отключить-де эту услугу тоже не составляет труда – посредством другой команды.
Так-то оно так. Но все мы знаем многочисленные истории с активацией кредитных банковских карт совершенно посторонними лицами. А ведь там не просто муляж карты из почтового ящика нужно было вытащить, но еще и раздобыть персональные данные конкретного адресата. По сравнению с этим возможность одного абонента подключить «определитель» другому кажется сущим пустяком.
На вопрос, обращались ли к вам возмущенные кузбассовцы, которые не давали согласия на определение своих координат, только один оператор ответил: «Подключить данную услугу без ведома абонента возможно лишь в том случае, если абонент сам доверил свой телефон третьим лицам». (Читай выше про пустяк. – В.А.).
Впрочем, в отделе по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий управления Роскомнадзора по Кемеровской области «Кузбассу» ответили, что жалоб от граждан на несанкционированное определение их местонахождения с помощью мобильного телефона к ним не поступало.
Ну а если «попавшие под колпак» абоненты просто не знают об этом? Возможно. Мораль проста: не бросай телефон где попало!

Плюс на минус
У мобильных устройств есть и совершенно бесспорный плюс, идущий, впрочем, вразрез с сохранением тайны частной жизни: они позволяют определить координаты попавшего в беду абонента, даже если сам он об этом не просит. Необходимо лишь, чтобы его телефон не был отключен. И чтобы кто-нибудь из его близких успел заявить о предполагаемом ЧП в полицию или в МЧС.
«Особенно точно местонахождение абонента можно определить в городе, где плотность расположения базовых станций на порядок выше, чем в поле или в лесу: там радиус действия одной станции может доходить до нескольких десятков километров, – пояснили «Кузбассу» в одной из компаний. – Но предоставляется такая информация исключительно по запросу правоохранительных органов».
Источник в полиции подтвердил, что технические возможности операторов мобильной связи, действительно, помогают в раскрытии преступлений.
Ну и как в данном контексте расценивать прогресс в области информационных технологий? Как посягательство на тайну частной жизни? Или как дополнительный гарант нашей безопасности?

Валентина АКИМОВА

Cети нет, а помощь возможна

Не только грибникам, рыбакам и прочим экстремалам, но и самым обычным гражданам полезно знать следующее. Если при включенном телефоне идет сигнал «сеть отсутствует, только экстренные вызовы», это означает лишь то, что вы вышли из зоны покрытия своего оператора связи. При этом ваш телефонный аппарат может сканировать диапазон сети других операторов. И позвонив по экстренному номеру 112, вы можете присоединиться к «чужим» сетям, доступным в данной местности, и вызвать «скорую помощь», полицию, пожарных и пр.

Хотите – верьте…

Представители мобильных операторов предупреждают: в настоящее время имеют хождение программы для телефонов и сайты в сети Интернет, якобы сообщающие данные о местоположении и активности абонента. Подобные программы носят развлекательный характер, предоставляемая ими информация не соответствует действительности.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс