Соцсети:

Изгнание тараканов

29 августа 2013 | Газета «Кузбасс»

Христосенко-на-Селигере2Кемеровчанин Михаил Христосенко, основатель «Студии Михаила Христосенко», в прошлом году стал финалистом конкурса «Молодой предприниматель России». А в этом году был обнаружен «ОПОРОЙ» уже в числе… бизнес-тренеров всероссийского молодежного форума «Селигер». С предыдущей встречи, когда он отвечал «ОПОРЕ»: «Меня активно приглашают в другие города проводить полноценные семинары для предпринимателей об использовании Интернета для продвижения бизнеса, это может стать, по ощущениям, очень важным для меня», прошло меньше года…
Итак, Михаил Христосенко, 28 лет, индивидуальный предприниматель.

— Михаил, получается, твои планы о бизнес-тренерском направлении стали реальностью?
— Стали. Вместе с компанией и лично провел серию таких семинаров, суммарно на них побывало около двух тысяч человек. География – Москва, Новосибирск, Кемерово, Курган, Новокузнецк, Селигер. «Селигер», понятно, самое масштабное предприятие, там собралось около пяти тысяч человек.

— Как ты туда попал?
— Когда я был на финале конкурса «Молодой предприниматель» в Москве, познакомился с руководителем федерального агентства по делам молодежи, который в том числе занимается «Селигером». Позднее предложил свои услуги, меня пригласили.

— Там была звездная команда бизнес-тренеров?
— Там были и самые крутые тренеры России – Архангельский, Гандопас, другие известные имена, и были люди, которых никто не знает, хоть по результату они и оказались классными. Я, надеюсь, был в числе последних. Сегодня мне прислали ссылку: в группе «Селигер» организаторы запустили голосование про то, какой курс оказался для них наиболее полезным, – и мой курс пока на первом месте среди двух десятков обязательных образовательных программ.

— Твой курс длится…
— На Селигере каждая смена участников была неделю. Каждый день – трехчасовые занятия. А в Кургане, например, был полноценный однодневный семинар с утра до вечера.

— Кто-то учится пять лет, кто-то – всю жизнь. А ты учишь жить за три или пять часов?!
— Нет, я даю пошаговый план: что конкретно нужно сделать предпринимателю, руководителю компании для того, чтобы начать получать клиентов в свой бизнес, используя Интернет. Это моя узкая тема. В Интернете существует невероятное количество статей, книг, прочей информации, как использовать Интернет, в итоге в голове у нормального человека создается хаос¸ в котором никто не может разобраться. Во-вторых, у очень многих людей масса «тараканов» — каких-то стереотипов, убеждений, мало общего имеющих с реальностью. Например, что анимация на сайте – это классно. Что чем больше логотип компании, тем лучше его запомнят. Что чем больше креатива, тем лучше. Но часто это стереотипные убеждения, не подкрепленные практикой.
А дело в том, что нужно отказаться от оценки своих решений методом «мне кажется, что это будет хорошо», посчитать, изменился ли результат, и на основе статистики принимать решения. Тогда все встает на свои места и понимаешь, что нужно решать конкретные проблемы.

— Ну, креатив-то ты, наверное, зря обижаешь?
— Это один из самых спорных вопросов на семинарах. Мы же считаем, что это очень хорошее слово, а по факту чем проще, тем понятнее и результативнее. А креатив решает другую задачу. В данном случае – как при минимальных затратах достичь максимального результата и что конкретно для этого надо сделать, а чего делать точно не надо.

— Чему больше всего удивляются слушатели во время встреч с тобой?
— Первое – что можно так просто говорить о такой сложной теме. У многих слишком много неструктурированной информации, а после мастер-класса все становится на свои места и появляется пошаговый план. Второе – многие удивляются моему возрасту и тому, что мне удалось сделать. Правда, я не готов с этим согласиться, не считаю, что какой-то там юный гений. И, наконец, важный момент: если мы говорим о людях, которые публично выступают, ведут какие-то занятия, семинары, даже хорошо разбираясь в теме, некоторые тяжело ее доносят до других. Мне нравится, когда все происходит ярко, весело, доходчиво.

— Легко ли ты соглашаешься с оппонентами во время встреч?
— Бывают люди¸ которые спорят, чтобы разобраться, а бывает – чтобы показать, что тренер недостаточно хорошо разбирается в теме, или имеют какие-то иные цели. С последними смысла спорить нет вообще. Как правило, сама аудитория, если видит, что тренер говорит дело, таких оппонентов успокаивает. А если люди хотят разобраться, там нет предмета для спора, нужно просто помочь.

— Были на Селигере трудные, щекотливые ситуации?
— Все щекотливые ситуации были связаны с организацией мероприятий. Например, не было ноутбука для показа слайдов, не было микрофона – нюансы, случавшиеся каждый день, и это позволило получить отличный опыт. Благодарен им: теперь понимаю, что такие технические накладки не смогут выбить меня из рабочего процесса. Теперь не страшно.

— А сначала было страшно?
— Был не страх, были некие опасения. Особенно в первый раз, когда мы делали большой семинар в Новосибирске, в первый день на Селигере: мы живем в Кемерове, наша информация актуальна и хорошо принимается, но интересна ли она в городах побольше? В итоге оказалось, что и у всей страны те же самые вопросы, те же самые проблемы.

— То есть комплекс провинциала у тебя сошел на нет?
— Абсолютно. Я понял, что это актуально, востребовано, этого не нужно стесняться. После Селигера, например, люди уже пишут, что переделывают свои сайты, что меняют их в соответствии с полученными рекомендациями.

— Но, может, просто нужно объяснить: идите к профессионалам…
— Чисто теоретически лучше делать сайт руками профессионалов. Но вопрос в том, что в Кемерове, например, 100 студий, в Новосибирске – 500, как понять, кто хорош, кто плох, как выбрать? Заказчик должен обладать конкретными критериями, пониманием, чего он хочет достичь, чего добиться. Тогда независимо от уровня разработчика можно получить хороший результат.
Если я пришел в плохую компанию, не имея понимания, будет плохой результат. В хорошую, не имея понимания, – будет средний результат. А если есть понимание, то достойный результат будет независимо от того, к кому ты обратишься, и результат, который будет на тебя работать, а не просто очередной красивый сайт в Интернете.

— Попытайся за три минуты вывести моих «тараканов»: я почти предприниматель, я тоже хочу, но не знаю, с чего начать…
— Если продолжить тему «тараканов» в контексте начинающих предпринимателей (это вторая тема моих выступлений), то очень многие не начинают заниматься предпринимательством, хоть и очень сильно этого хотят, потому что у них нет идей, денег, связей, офиса, бухгалтера… Вместо того чтобы начать действия, пусть сначала некомфортные, совершая ошибки и на этом учась. Получается: сижу читаю книжки по бизнесу, хожу на семинары, ищу идею, а мои друзья пьют в подъезде пиво. В сравнении с ними я вроде классный, развиваюсь, заслуживаю одобрения общества, а по факту я, пусть и убедительно, маскирую свое бездействие… Каждый начинающий предприниматель всегда очень убедительно рассказывает, почему он не может начать действовать прямо сейчас. Такие вот «тараканы». Мы со слушателями разбираемся, как можно обойтись без всего этого…

— И что, идеи, деньги – разве не нужны?!
— Не нужны. Дело в принципе. Вся наша инфраструктура развития предпринимательства в стране делает акцент на инновации, на новые продукты и услуги, всем кажется, что надо найти нишу, в которой никто не работает, и это гарантирует успех. Жизнь показывает ровно обратное: если мы говорим о начинающих предпринимателях, то надо искать нишу с максимальной конкуренцией. Вначале нужно научиться предпринимательской деятельности, а это точно такой же навык, как езда на велосипеде. Но езда на велосипеде тренируется ездой на велосипеде. Так же и тут. Можно заняться продажей кур или носков оптом, бухгалтерскими услугами – чем угодно. Понятным, стандартным определить направление и начать в нем работать. Наберешься опыта, получишь результат, глаза откроются шире, пропадут иллюзии – и это хорошо…

— Ты сам изменился за этот год?
— Это был супергод. Событий была масса, и приятных, и не очень, и они в конечном итоге привели к росту компании и изменили лично меня. Мы выросли более чем вдвое, в компании теперь 16 человек. В три раза выросла площадь офиса. Мы развили новое образовательное направление. Появилось большое количество новых крупных компаньонов, о которых раньше даже думать не могли.
Лично у меня за этот год появилось ощущение, что моя компания – именно бизнес, а не какое-то ремесло. Что это структура, система, что даже если куда-то уехал, компания способна работать самостоятельно. Так что могу сосредоточиться на стратегических делах и проектах, а не на текучке. После Селигера у меня сильно выросла самооценка как спикера. Увидел людей, гонорары которых гораздо выше, чем мои, и понял, что я как минимум не хуже.
Раньше такого не чувствовал… Там была группа молодых предпринимателей, фактически студентов, и группа так называемых миллионеров, у которых оборот компании превышает 10 миллионов рублей в год. И те, и другие очень позитивно принимали от меня информацию.

— Тебе не страшно: 28 лет, а все мечты исполнились?
— Нет. У меня такие большие проекты и планы, что эти мысли посетят не скоро. Мечта исполнилась, вот другая мечта…

— Попробуй дать главный совет…
— Если мы говорим о главном, независимо от того, о сайте разговор или начале предпринимательской деятельности, то совет один: чем проще, тем лучше, но – надо пробовать. Получилось-не получилось, сделал выводы, проверил другую идею – и так далее. Это вместо того, чтобы лежать на диване, плевать в потолок и думать, получится или не получится. В Интернете то же самое. Чтобы понять, например, какой заголовок для сайта лучше, мы делаем два одинаковых сайта, различающихся лишь заголовками, и равномерно распределяем рекламу на обоих. Откуда придет больше заявок, тот вариант и лучше. Причем результат совсем не обязательно совпадет с нашими прогнозами. Мы думаем одно, у жизни иное мнение…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс