Соцсети:
Актуальное

Задачка для второклассника

27 августа 2013 | Ольга Штраус

Дано: Она — одинокая женщина (вдова), воспитывает дочь 10 лет, живет в Кемерове.

Он: иркутянин, разведен, воспитывает сына 8 лет. Условия задачи: двое взрослых людей встретились, полюбили друг друга, женились. После регистрации брака он с сыном переехал на постоянное место жительства в Кемерово. Вопрос: что получилось в результате? Счастье?

Ответ неверен. Получилась новая неразрешимая задача, над которой безуспешно бьются четыре директора школы и отдел образования. Боюсь, с помощью четырех правил арифметики ее не решить.

Дело в том, что вновь созданная семья поселилась по адресу: Весенняя, 26. Дом этот относится к микроучастку школы-лицея №62. Сюда же, кстати, ходит и дочь нашей героини, нынешняя четвероклассница Женя Ореховская. Сюда же (только во второй класс) определим, как справедливо рассудили родители, и ее сводного брата Глеба. Очень удобно: в школу будут отправляться вместе, в перемены старшенькая присмотрит за младшим, да и родительские собрания удобнее посещать в одном месте! Кстати, давнее негласное правило, принятое в сфере образования, предписывает не разлучать, не разбивать по разным учебным учреждениям детей из одной семьи.

Но не тут-то было!

Продвинутой школе (лицею) №62 мальчик Глеб пришелся не ко двору.

— Ну да, — признается его отец Владимир Сидоров, — он у нас не отличник. И даже не хорошист. Но разве это основание для того, чтобы НЕ ПРИНИМАТЬ ребенка в школу по месту жительства? Он прописан на микроучастке этой школы!

— Ничего не значит, — парировали в лицее. – И дело тут вовсе не в личных качествах или способностях ученика. У нас параллель вторых классов укомплектована полностью, и даже с перебором. Узнают в Роспотребнадзоре – за нарушение СанПиНов нас могут лицензии лишить.

По нормам – действительно, в каждом классе должно находиться ровно 25 человек, не более и не менее. Но жизнь, понятно, не укладывается в схему. Вздохнув, отец Глеба Владимир Сидоров отправился в другие близлежащие школы. Номер 84? Та же история. Номер 10? Опять аналогичные доводы.

Тогда он пошел в отдел образования Центрального района. Ведь не могут же ответственные люди оставить ребенка накануне первого сентября вне школы! Тут ему предложили обратиться в гимназию № 1. Там поначалу обнадежили: «Что-нибудь придумаем!» Однако придумки должностных лиц повергли отца второклассника в ступор. 8-летнему Глебу, окончившему в мае первый класс, предложили… вновь записаться в первоклассники. Причина проста: второклассников в этой школе перебор, а вот «первышей» тут нынче не хватает.

— Нас это предложение просто обескуражило, — рассказывает Владимир. – Да, у Глеба есть проблемы: например, с речью не все в полном порядке – водим сейчас парня к логопеду… Но он не второгодник! Он уже ЗАКОНЧИЛ первый класс. Зачем же ребенка так унижать?

В общем, от этого варианта Сидоровы отказались.

Что осталось в итоге?

Специалисты отдела образования предложили семье три школы, на выбор: №5 (пр.Октябрьский, 39), №35 (пр.Октябрьский, 40), №80 (ул Гагарина, 110). До одной из них из дома Сидоровых-Ореховских – восемь автобусных остановок, до другой – пять…

— В общем, если Глеба в одну из этих школ отправить, назад он точно вряд ли доберется, — грустно констатируют родители. – Восьмилетнему человеку в чужом городе ориентироваться непросто. А возить его каждый день на занятия – возможности нет, ведь работаем оба!

Уравнение с неизвестными

Вслед за второклассником Глебом Сидоровым я прошла его путь школоустройства. Секретарь директора школы-лицея №62 Татьяна Александровна Лю была непреклонна: «Да вы знаете, как строго санэпиднадзор за наполняемостью классов следит? Любой «лишний» ученик грозит нам тем, что на школу будут наложены штрафные санкции, вплоть до лишения ее лицензии!»

В школе №84 удалось пообщаться с директором – Антониной Федоровной Долгановой. Здесь, так же, как и в 62-й, три вторых класса в параллели. Свободных мест нет.

— У меня всего шесть кабинетов для начальной школы! – делилась директор наболевшим. Где взять лищние места?

— А судебного иска от родителей детей, которых вы в школу не берете, не боитесь?

— На каком основании?

— Нарушаете закон «Об образовании». Вы же обязаны принимать со своего микроучастка всех…

— …при наличии свободных мест – так сказано в законе. Читайте статью до конца.

Еще родителям Глеба Сидорова предлагали зайти в школу № 40. Но и там перебор детей. К тому же по пути к этой школе мальчику пришлось бы пересекать несколько шестиполосных транспортных магистралей: какой риск для жизни! Разве этот риск менее опасен, чем лишняя парта в классе?

Впрочем, директор школы №10 Татьяна Михайловна Ковалева тоже не утешила:

— Понимания в этом вопросе вы у директоров не встретите: действующие правила действительно ставят нас в очень непростое положение. У меня коллега в Анжерке проявила сочувствие к людям в аналогичной ситуации – и что? На нее за переполненные классы наложили штраф в размере 65 тысяч рублей! Я такой опыт повторить не хочу. Закон есть закон.

— Но ведь не по-человечески как-то получается…

— Согласна. Но ко мне – какие вопросы? Все вопросы – к законодателю.

Вопросы без ответов

Понятно, что законодатель не ответит на волнующий семью вопрос в оставшиеся до 1 сентября несколько дней. А садиться за парту Глебу следует уже на этой неделе. Куда?

Начальник отдела образования Центрального района г. Кемерово Маргарита Александровна Хасыева попыталась меня успокоить: «Ну, конечно, вне школы ребенок не останется. Разумеется, мы будем работать над этим вопросом и, я уверена, найдем решение, которое устроит обе стороны: и семью, и школу».

Не сомневаюсь, что так оно и будет. Однако вопросы без ответов все же остаются. И первый из них: если в такой ситуации оказался единственный ребенок города, то почему ответственные лица так долго не могут прийти ни к какому согласию? А если ситуация, подобная вышеописанной, типична, если действительно один пункт закона противоречит другому, то почему власти уклоняются от разработки четко прописанного алгоритма, как следует действовать в таких случаях?

Другой вопрос и вовсе на первый взгляд может показаться риторическим. Тем не менее именно он требует принятия практических мер. Суть его в следующем. Повышение рождаемости, беспрецедентные меры по улучшению демографической ситуации, предпринятые в нашей стране несколько лет назад, начали, кажется, приносить свои плоды. Еще пара лет – и школы будут задыхаться от наплыва учеников, как недавно задыхались от нехватки мест детские сады. Короче говоря, семьи призвали больше рожать, и они реально откликнулись на призыв. Где же учить «лишних» детей?

Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс