Сердечный интерес
Мариинском районе показатель смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы не намного превышает среднеобластной, но, как выразился гость, врач с мировым именем, «ситуация требует серьезного реформирования кардиологической службы».
Пациентов с кардиологической патологией на этой территории насчитывается около 400 человек. Чтобы выявлять остальных больных и решать по результатам обследования, как их лечить, – медикаментозным или оперативным вмешательством, нужны опытные кардиологи. В МУЗ ЦГБ их нет. Зато есть хорошее современное оборудование, полученное в рамках модернизации здравоохранения области и используемое не в полную силу из-за отсутствия специалистов. Встретившись с новым главой Мариинского района Владимиром Лапиным и главным врачом центральной городской больницы Анной Лисовенко, Леонид Барбараш предложил им вернуться к практике осмотра группы лиц с высоким риском развития кардиологической патологии силами специалистов кардиоцентра. Выявить таких больных, а потом реабилитировать. Под реабилитацией я понимаю, в том числе, и хирургическую – выполнение высокотехнологичных операций». Примеры такого сотрудничества в Кузбассе уже имеются. Многолетние договоры кардиодиспансера с муниципалитетами и медучреждениями Новокузнецка, Осинников, Междуреченска, Прокопьевска и Кемерова дают свои плоды. «Показатели улучшаются, — утверждает Леонид Семенович. — В Новокузнецке мы еще дальше пошли – открыли свой филиал и занимаемся там не только диагностикой. На базе одной из новокузнецких больниц делаем те самые высокотехнологичные операции».
Сердечно-сосудистая патология уже давно превратилась в «проблему №1», давая более 50% смертей от общего количества. «Ежегодно более миллиона россиян умирает от этой болезни, но процентов на 70 им можно помочь, — уверен Леонид Барбараш. — Тот индикаторный показатель, который к 2018 году обозначил президент Путин (снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тысяч населения), в Кемерове, где мы работаем в этом направлении более десяти лет, уже сегодня составляет 639 случаев. Думаю, к 2018 году реально достичь более значимых показателей».
В целом же ситуация пока настораживающая. Если по статистике на 1 миллион населения положено выполнять не менее тысячи высокотехнологичных операций, то в Кузбассе приходится делать их до 3,5 тысячи в год. При этом потребность в оперативном вмешательстве закрывается лишь на 60%. Не потому, что кардиохирурги отказывают людям в операциях — они их вообще не видят в своих кабинетах. Многие больные узнают о своей болезни только тогда, когда случаются инфаркт или инсульт. Таких лечат, но эффект уже не тот. Вот почему высокоуровневые технологии, из которых самая распространенная операция — аортокоронарное шунтирование, должны выполняться задолго до того, как развился инфаркт. «К сожалению, 80% больных, которым мы выполняем аортокоронарное шунтирование, уже перенесли инфаркт миокарда. Американцы же производят операции после перенесенного инфаркта только в 20 % случаев, — привел сравнение Леонид Барбараш. — Там широко поставлена профилактика заболеваний — менталитет другой…»
«Мы должны организовать обследование населения силами кардиологического диспансера и стремиться к тому, чтобы предотвратить высокую смертность от заболевания, — поддержал академика глава района Владимир Лапин. — Главное – повышение культуры людей по отншению к своему здоровью».
Встреча закончилась устной договоренностью: Владимир Васильевич вместе со своей командой и предложениями по финансовому обеспечению проекта нанесет ответный визит в Кемеровский кардиоцентр, чтобы поближе ознакомиться с возможностями технологий в плане диагностики, лечения и реабилитации больных. После чего две заинтересованные стороны выработают план совместных действий и заключат договор о взаимовыгодном сотрудничестве.
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.
НА СНИМКАХ: операционный блок Мариинской центральной городской больницы оснащен самым современным оборудованием, но помощь кемеровских кардиохирургов здесь будет очень кстати.
Фото из архива МУЗ ЦГБ.