Выселить? Да нет…
Полгода на освобождение квартиры? Как это возможно? Супруги Харитоновы в один голос в суде сказали, что не читали договор купли-продажи до подписания. В жизни сплошь и рядом так случается, что человек три месяца обивает пороги банка, собирая справки для получения 768 тысяч рублей в дополнение к собственным 362 тысячам, а договор не читал. Когда уже сдали договор на регистрацию в юстицию, только тогда, говорят в суде супруги, они спросили риелтора из агентства «Лига А», дескать, почему выселение только в июне, но риелтор их успокоила: мол, это все формально.
А она говорит (риелтор), что на самом деле покупатели заявляли о своем горячем желании купить именно эту квартиру. Они легко согласились, что пока агентство не найдет нужную продавцам Магомуровым 4-комнатную квартиру, они еще поживут в этой квартире по завершении сделки. Тогда Харитонов воскликнул, что пусть живут хоть полгода! И риелтор просто отсчитала полгода, вписав в договор дату выписки из квартиры на 14 июня.
А они говорят (продавцы Магомуровы, мать и дочь), что вопрос о проживании после сделки обсуждался с Харитоновыми, которые обязаны терпеть продление проживания, потому что сначала долго терпели Магомуровы, потому что Харитоновы долго оформляли документы (сделка шла три месяца). Таким образом было потеряно драгоценное время, и 4-комнатные квартиры резко подорожали, найти вариант стало трудно, потому жить будут, как договаривались, ибо жить им больше негде.
По законам России Магомуровы после сделки утратили право на квартиру, Харитоновы приобрели право владеть и распоряжаться квартирой по своему усмотрению. В договоре купли-продажи п.8 гласит, что «в соответствии со ст. 556 ГК РФ продавец передает отчуждаемую по настоящему договору квартиру при подписании настоящего договора». Харитоновы заявили, что понимают положение, но рассчитывали, что квартира освободится в приемлемые сроки, месяца через два максимум.
Суд оценил спорный пункт 4 договора как несущественный, просто определяющий 14.06.2013 как дату административной процедуры выписки Магомуровых из квартиры. Но никоим образом не гарантирующий проживание их семьи в квартире Харитоновых, для этого нужен отдельный договор найма. Потому принято решение выселить Кристину Магомурову без предоставления жилья. А ее маленький сын? Поскольку «местом жительства несовершеннолетних является, согласно ст. 20 ГК РФ, место жительства его родителей, он также подлежит выселению вместе с его матерью без предоставления другого жилого помещения».
Вот такая история, где 1130 тысяч рублей за 42 квадратных метра были добросовестно заплачены и получены, а счастья не было. Но суд поставил точку справедливости. Можно жалеть о потерянных нервах и времени, но можно и порадоваться, потому что без всякого злого умысла сторон бывают квартирные истории гораздо хуже, например, как это случилось в Анжеро-Судженске.
Суд этого города отказал добросовестному покупателю квартиры, не стал выселять прежнюю жительницу из проданной квартиры, утвердил ее право жить здесь бессрочно.
А как получилось? Жили-были люди, в 1989 году получили квартиру папа, мама, сын и дочь. Папа умер, сын уехал. Когда пришла приватизация, мать отказалась участвовать, и квартира была приватизирована на дочку. В 2012 году дочка продала квартиру гражданину Карпову, пообещала маме купить другую благоустроенную квартиру. В договоре купли-продажи отметили обязательство прежних жильцов сняться с регистрационного учета. Так вот, дочка там не живет, а мама (давно уже бабушка) живет по-прежнему. Более того, когда Карпов обращается, то Зинаида Алексеевна отвечает, что «выселяться из квартиры не будет, в квартиру никого не пустит».
Казалось бы, священное право собственника нарушается и суд обязан защитить его. Но каждое наше право ограничено правами других граждан. Чтоб вы знали: все нововведения о беспощадном выселении бывших членов семей не касаются тех, кто был полноправным членом семьи нанимателя квартиры до приватизации и от приватизации отказался, подписав у нотариуса согласие, что могут квартиру приватизировать другие члены семьи.
Потому что, «давая согласие на приватизацию квартиры, без которого приватизация была бы невозможна, они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер». Законодательство защищает это право граждан СССР и обязывает всех учитывать это при продаже, обмене и даже дарении и наследовании квартиры.
Так что бабушка Зинаида Алексеевна права в своем праве жить в квартире, которую ей дала еще Советская власть. Ведь другой у нее нет! Суд отказал собственнику в иске о выселении. Вряд ли бабушка права, что вообще не пускает собственника Карпова на порог квартиры. Но это уже дело другого суда, что-то вроде «о принудительном вселении». В любом случае жизнь у всех омрачена. Уже и дочь Зинаиды Алексеевны хотела восстановить прежние отношения, но суд ей отказал в признании продажи недействительной.
Хотели люди устроить жизнь получше, были честны и полны благих намерений, а получилось так, что все ходят по судам и все несчастны. Поэтому грамотный риелтор, оберегающий от скелетов в шкафу, — это немалая удача и повод лишний раз поблагодарить судьбу.
Дмитрий САГАРА.