Спасаемые в зоне доступа
|
С 12 августа в масштабах России введен единый телефон экстренных вызовов 112. Насколько оперативнее стали получать помощь кузбассовцы, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации? |
На три цифры
…Несколько лет назад, возвращаясь поздно вечером из гостей, я попала в историю. Ехать предстояло почти через весь Кемерово, дорога была пустынной, и какие-то отморозки на «девятке», видя, что женщина в машине одна, решили позабавиться. Сначала они резко «прыгнули» со своей полосы на мою, рассчитывая, что, я въеду в автобус. Потом, проскочив вперед, встали поперек. А когда я развернулась, бросились догонять… Мобильник у меня с двумя сим-картами. И, выжимая педаль газа, я лихорадочно соображала: как позвонить в милицию с «Tele2»: 030, 033 или 03*? А с «Билайна»?.. Так и не вспомнив (участие в «ралли» мешало сосредоточиться), я набрала друзей и попросила о помощи. К счастью, показался пост ГАИ, и хулиганы отстали…
Единый для всех операторов связи телефон экстренных вызовов «112» должен избавить граждан от необходимости держать в голове массу различных комбинаций и сделать экстренную помощь доступней. Что же на самом деле изменилось после 12 августа? С помощью коллег из разных территорий области «Кузбасс» провел экспресс-мониторинг ситуации.
Что показал тест
В Кемерове, набрав «112» с городского телефона, мы услышали автоответчик, который сообщил: «Уважаемые кемеровчане, в настоящее время служба «112» не работает. Пожалуйста, перезвоните по номерам «01», «02», «03» или «04». Это мы и без него знали.
Вызов «112» с «Билайна», «МТС» и «Мегафона» попадал в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) Кемерова. В ответ на просьбу прислать «скорую» операторы делали автоматическую переадресацию вызова в городскую неотложку, и далее к диалогу подключался уже диспетчер станции «скорой помощи».
На экстренный вызов с сим-карты «Tele2» ответил мужчина. На вопрос о «скорой» посоветовал: «Наберите «033», звонок бесплатный». Повторный звонок через этого же оператора был переадресован в «скорую» автоматически.
«Перевод вызовов – проблема не нашей службы, – пояснила старший специалист по связям с общественностью компании «Tele2 Кемерово» Дарья Каткова. – Техническую возможность выйти на линию «112» мы предоставляем – вы сами убедились».
В деревне Зеленый Луг Новокузнецкого района вызов с «Билайна» ушел в единую дежурно-диспетчерскую службу района. Автоматическая переадресация вызова там не предусматривалась, диспетчер посоветовал вызвать «скорую» по номеру «033».
В Ленинске-Кузнецком оперативный дежурный «112», ответивший на звонок с «Мегафона», пояснил, что с одними экстренными службами у него связь многоканальная, с другими – по единственной линии. Поэтому он может как переключать вызовы на «конечного адресата», так и предлагать абонентам перезвонить.
В Березовском с коллегой сначала разговаривал автоответчик. Потом трубку взяла местная дежурная и предложила подсказать любой медицинский номер – хоть «03» (для городского телефона), хоть «030» (для «Мегафона»), хоть телефон главного врача местной больницы…
В Яе журналист, набрав с мобильного «112», попал в пожарную часть поселка. Диспетчер ответил, что может выдать ему справку, а может, при необходимости, и сам сделать дозвон до конкретной экстренной службы…
Иначе говоря, только в областном центре Кузбасса абоненты освобождались от необходимости по нескольку раз жать на кнопки телефона в случае форс-мажора. В других территориях им, в основном, предлагалось «пройти по ссылкам». Неплохо для тех, кто теряет голову в чрезвычайных обстоятельствах. Но время экстренного реагирования на ситуацию такая схема, согласитесь, не сокращает…
Не путать!
«Не нужно путать возможность сообщить об экстренной ситуации по номеру «112» с созданием самой службы экстренной помощи «112», – расставляет точки над «i» начальник департамента информационных технологий Кемеровской области Сергей Мурашкин. – Реализация федеральной программы по созданию в России аналога американской службы спасения «911» рассчитана до 2017 года. Сейчас в ней участвуют лишь несколько пилотных регионов: Татарстан, Курская область и другие. По предварительным данным, Кузбасс должен войти в нее только в 2016 году. Но не исключено, что на федеральном уровне в этот график будут внесены изменения – в зависимости от степени готовности регионов.
Единый номер вызова экстренных служб «112» в масштабах страны начал действовать уже сейчас. В Кемерове, кстати, его ввели раньше – несколько лет назад. Теперь же эта схема распространилась на всю область, все операторы мобильной связи, действующие на территории Кузбасса, отчитались о том, что они такую возможность сегодня предоставляют.
Ранее каждый из них провел работу по районированию звонков. Чтобы каждый звонок на «112» поступал в единую дежурно-диспетчерскую службу той территории, где в данный момент времени находится абонент. Если в Кемерове, значит, вызов должны принять кемеровские дежурные. А если человек, например, поехал в командировку в Белово, и ЧП случилось там, его звонок должен поступить беловчанам. В настоящее время администрация области попросила представителей МЧС проверить, насколько корректно работают сотовые операторы.
Что касается поставщика услуг фиксированной связи ОАО «Ростелеком», он ждет от МЧС схему районирования, куда можно будет переводить звонки с номера «112». Думаю, уже в ближайшее время кузбассовцы смогут дозвониться по единому телефону экстренных вызовов и с городских телефонов тоже».
«Ростелеком» ведет активную работу по модернизации сети, которая позволит обеспечить прохождение трафика из телефонной сети общего пользования на номер «112», – подтвердили «Кузбассу» в пресс-службе регионального отделения компании.
Служба спасения в Кузбассе
«Инфраструктура службы спасения «112», которая в перспективе будет реагировать на экстренные вызовы и контролировать исполнение сценария по ликвидации ЧС, объединит несколько составляющих, – объясняет начальник департамента информационных технологий Сергей Мурашкин. – Сюда войдет центр приема вызовов, связанный с едиными дежурно-диспетчерскими службами городов и районов области, с пожарной охраной, полицией и «скорой». А также – центр обработки данных и коммуникационная система, которая свяжет всех участников проекта (их в Кузбассе около 150).
В настоящее время разработано и утверждено техническое задание на создание службы спасения – проще говоря, документ, который описывает, что мы хотим получить. А в 2014 году администрация области планирует разработать технический проект. Там в деталях будут прописаны все нюансы: какое здание и где необходимо построить, сколько диспетчеров должны одномоментно принимать вызовы, где будет проложен кабель, и так далее. Но главное – техпроект позволит оценить, сколько все это будет стоить. До конца 2014 года необходимо будет согласовать его на федеральном уровне. А уже с 2015-го мы надеемся приступить к его поэтапной реализации. Федеральная программа по созданию службы спасения предполагает финансирование как из федерального бюджета, так и из бюджета регионов. В какой именно пропорции, сказать пока трудно. В Кузбассе, как и во всей стране, служба экстренной помощи «112» должна заработать не позже 2017 года».
Самое чрезвычайное?
Напомним, что в Кемерове аварийно-техническая служба («05») была организована еще в 1998 году. В 2003-м ее переименовали в «Кемеровскую службу спасения», посчитав, что это полнее раскрывает суть ее деятельности. Произошли изменения и в работе оперативно-информационного центра: бок о бок с диспетчерами телефона «05» стали нести вахту оперативные дежурные городского управления ГО и ЧС и пожарные.
Как уточнил заместитель директора службы по оперативным вопросам Виктор Куделькин, за сутки спасатели Кемерова получают в среднем до 6 тысяч звонков. И процентов 80 из них составляют обращения граждан, связанные с работой жилищно-коммунального комплекса…
Для справки
В настоящее время на территории Кузбасса действуют 34 единые дежурно-диспетчерские службы, принимающие вызовы «112»: 16 из них находятся в городских округах и 18 – в муниципальных районах. 5 ЕДДС развернуты на базе пожарных частей, остальные – на базе местных администраций или занимают отдельные здания.
Валентина АКИМОВА.
Фото Федора Баранова.