Наркоконтроль, не навреди!
Государство берется за реабилитацию наркоманов без медиков?
В Кузбассе действует уже более двух десятков негосударственных центров реабилитации наркоманов. Они открываются в различных территориях области и очень быстро начинают обрастать клиентурой. Потому что предложение государственных наркологических учреждений не может удовлетворить огромный спрос на помощь такого рода. Но действуют эти самодеятельные центры очень уж «самостийно»…
И вдруг – сообщение: Госнаркоконтроль России утвердил государственную (!) программу реабилитации наркозависимых, рассчитанную на 7 лет. Главный акцент в ней сделан на взаимодействие с негосударственными реабилитационными центрами. Свершилось? Наконец-то общество сможет выступить единым фронтом против национальной беды – наркомании?
![]() |
|
Главный нарколог Кемеровской области профессор Андрей ЛОПАТИН оценивает появление этой программы менее оптимистично…
– На правительственном уровне этот документ, разработанный в рамках одного ведомства, еще не утвержден, — говорит Андрей Анатольевич. — И я надеюсь, что в таком виде, как сейчас, он утверждаться не будет.
– Почему?
– Реабилитация после любой болезни – процесс не только социальный, но и медицинский. А эта программа разрабатывалась вообще без участия медиков. И самое плохое, что медики фигурируют там лишь в виде каких-то «летучих бригад», какая именно им отводится роль, – непонятно. Только лишь поставлять больных в негосударственные реабилитационные центры? А что будет происходить там с этими людьми дальше? И кто станет за это отвечать?
То и дело в СМИ появляется информация: в таком-то центре у наркозависимых отбирали паспорта, заставляли работать за еду, избивали… Вот и в Кузбассе недавно завершился судебный процесс в отношении двух бывших воспитателей реабилитационного центра «Источник жизни», действовавшего на юге области. Они обвинялись в незаконном лишении свободы своих подопечных.
– Подобные центры зачастую создаются для самопомощи и взаимопомощи наркоманов. Многие их сотрудники в прошлом сами имели проблемы с наркотиками. Не одобряя их одиозные методы воспитания в принципе, могу предположить, что зачастую они поступают так от неумения найти другие способы воздействия, от безысходности, если хотите. Поддерживают порядок как могут. Например, в центре реабилитации наркозависимых «Фламинго», действующем при Кемеровском областном наркодиспансере, насколько мне известно, распорядок дня пациентов тоже очень жестко регламентирован.
– Но если пациент захочет уйти, никто его приковывать наручниками к батарее не станет. Соблюдение больничного режима не имеет ничего общего с незаконным лишением свободы.
Я двумя руками «за» участие различных негосударственных структур в реабилитации наркозависимых. Потому что одним медикам никогда с ней не справиться. Но правила деятельности таких центров должны быть четко прописаны на федеральном уровне и неукоснительно соблюдаться. Прежде всего, я имею в виду отсутствие насилия над личностью, запрет рабского труда, объективную оценку эффективности процесса реабилитации…
Анализируя работу наркологической службы области, мы видим: 70% пациентов, которые прошли курс длительной, до полугода, реабилитации, не употребляют наркотики по шесть месяцев и более. В медицине это считается очень хорошей ремиссией. А если вдруг у человека случается срыв, и он сам, и его родственники знают, что делать, к кому обращаться. Но кто и как может оценить сегодня эффективность работы негосударственных центров?
Или другой момент. Подавляющее большинство кузбасских реабилитационных организаций объявляют себя религиозными, призывают наркозависимых к воцерковлению, пытаются приобщить их к различным направлениям христианства. А если у человека другое вероисповедание? Или он атеист? Тогда вообще оставить его без поддержки?
В западных странах, столкнувшихся с проблемой наркомании намного раньше нашего, опыт успешной реабилитации уже накоплен. В частности, доказала свою эффективность программа «12 шагов», принципы которой были сформулированы почти 75 лет назад. И сегодня они положены в основу деятельности многих негосударственных центров. Но все эти структуры работают не абы как – они контролируются государством.
– Каким же образом?
– Через систему социального заказа. Объявляется конкурс на грантовую поддержку лучшей реабилитационной программы, при этом условия, цели и задачи формулируются очень четко. Государство через муниципалитеты финансирует победителей, требуя выполнения медицинских стандартов, отслеживая, какие специалисты работают в центре, что происходит с наркозависимыми в процессе реабилитации и на выходе из учреждения…
– Вы считаете, что столь явное вмешательство государства в деятельность негосударственных организаций оправданно?
– Там, где речь идет о здоровье человека, да. Наведение порядка в сфере реабилитации наркозависимых – это как упорядочивание уличной торговли. Когда-то можно было продавать горячие пирожки «с рук». Потом санитарные органы стали проверять у продавцов санитарные книжки, требовать, чтобы соблюдались правила закупки сырья и приготовления пищи. В конечном итоге все это пошло на пользу потребителю.
– Пожалуйста, приведите статистику больных наркоманией в Кузбассе.
– В 2008 году на учете в наркологической службе области состояло около 14 тысяч пациентов. В 2009-м – 13400. Далее этот показатель также снижался и в 2012 году приблизился к отметке 10000.
– Возможно ли, что снижение произошло благодаря негосударственным реабилитационным центрам?
– Часть наших пациентов они, безусловно, отвлекли на себя. Но здесь не о снижении официальной цифры следует вести речь – о реальной помощи людям. А насколько она реальна, оценить невозможно. И предложенная Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков программа реабилитации наркозависимых, с которой мы начали разговор, реального механизма взаимодействия государства и частных структур не предлагает.
В Кузбассе взаимопонимание между членами областной антинаркотической комиссии, наркополицейскими и врачами-наркологами установилось уже давно. Хочется верить, что и Минздрав найдет точки соприкосновения с ФСНК. И что государственная программа реабилитации наркозависимых будет доработана с учетом интересов как самих реабилитантов, так и государства в целом.
Подготовила Валентина АКИМОВА.
Фото Федора Баранова.