Здравствуйте, я ваша племянница!
…Когда-то школьная отличница Надя Козулина писала сочинение о трех братьях – Василии, Федоре и Иване, погибших в годы Великой Отечественной войны. Все они – ее дяди (братья отца-фронтовика Якова Яковлевича). И хотя племянница, родившаяся после войны, никогда не видела этих родных людей, но по рассказам отца хорошо представляла их.
Отец Яков Яковлевич прошел три войны – финскую, Великую Отечественную, а после мая 1945 года еще и войну с Японией. Но все равно он не мог сдержать слез, вспоминая братьев. А еще не знал покоя от мысли, что никогда не сможет поклониться их могилам. Ведь старший, Василий, был замучен в концлагере, а младший — Федор вообще пропал без вести… Неизвестно было и место упокоения Ивана, убитого при охране зерна, собранного на фронт рабочими завода имени Черных (Киселевск).
I.
…Одно дело – школьные сочинения, где можно доверить листку в линейку и мысли, и мечту, и обещание разыскать пусть не могилы дядей, но хотя бы те места, где они воевали. Другое дело – жизнь…
Не стало отца, разъехались по городам и весям сестра и братья Надежды (в семье было девять детей). В отчем доме на станции Артышта поселились другие хозяева.
Уже не сочинение, а книги с прозой и поэзией написала Надежда Кудрявцева-Кузнецова. Всего 13 книг. А дома в папках – еще не увидевшие свет рукописные страницы о своей родословной. И о том, почему фамилию Козуля отец поменял на Козулин. Ведь «компетентные органы» могли и «потрясти» за брата-военнопленного. Пусть и не вернувшегося. Попробуй докажи, что «мертвые сраму не имут».
Это уже с годами все встало на свои места. И имена, что прежде были «запамятованы», начали появляться на обелисках и в книгах памяти. Интуиция, вера, а еще, наверное, родная кровь подсказывали Надежде Яковлевне, что не будет «белых пятен» и в ее родословной повести.
…И вот звонок от сестры Елены, живущей на Урале.
— Надюша, я тут по интернету прошлась, заглянула на сайт Центрального архива Министерства обороны. Сердце обмерло, когда увидела фамилию Козуля – Василий Яковлевич и Федор Яковлевич. Наши ведь они, родненькие…
А дальше – переписка, подтверждения, ответы военных комиссаров и сотрудников военных архивов. Сомнений нет: свои! Только один – дядя Вася – похоронен в братской могиле в Минске, а второй – дядя Федя – в городе Кицмане на Украине. Теперь это уже не братские республики Страны Советов, а самостоятельные государства. «Ничего, — подумала Надежда Яковлевна, – для моих родных вся земля была тогда родной». И стала писать, звонить уже в Минск и Кицман. Помогали ей в этом и в областном, и в городском советах ветеранов.
Ответы пришли положительные.
II.
А дальше были волнения, сборы и… свидание с могилой отца Якова Яковлевича.
— Я нашла твоих братьев, папа, и передам им от тебя привет — с такими словами Надежда Яковлевна положила алые гвоздики на отцовскую могилу.
…Ее действительно встретили радушно. И были благодарны за память, за встречу. Много рассказывали и показывали. Но были часы, когда ей хотелось побыть на месте захоронения родных уже без сопровождения, одной.
— Со свиданьицем нас, дядя Вася, — прошептала Надежда Яковлевна у памятника-монумента в Минске (микрорайон Масюковщина). В годы войны на этом месте была деревня, и именно здесь немцы создали концлагерь Шталаг 352. Сараи, ставшие жилыми бараками для военнопленных, последние же и строили. Существовал лагерь с 1941-го по 1944 год. За это время здесь погибло свыше 80 тысяч военнопленных. Хоронили их в ямах близ деревни. Только 10 тысяч имен замученных и расстрелянных было установлено. И среди этих имен – Василий Яковлевич Козуля, 1913 года рождения.
А вот имени 19-летнего гвардии рядового Федора Яковлевича Козули на обелиске павших в городе Кицмане до приезда нашей землячки не было. Высекли это имя в граните как раз к появлению Надежды Яковлевны. Теперь надпись: «Гв. рядовой Козуля Федор Яковлевич» открывает (хотя и не по алфавиту) список героев, павших за этот маленький город-сад. Согласно архивным записям, убит Федор был 4 июня 1944 года, во время метания гранаты. Случилось это в привокзальном саду…
И сегодня скорбный монумент утопает в цветах и зелени. Цветы дяде Федору принесла и его племянница-сибирячка Надежда. Ее путь сюда составил более пяти тысяч километров.
Впечатления о той поездке, о свидании с героическими дядями Надежда Яковлевна включит в свою новую книгу. Но уже сегодня «белых пятен» в семейной родословной стало меньше. А это дорогого стоит. Потому и полегчало на душе.
Галина БАБАНАКОВА.