Соцсети:

Тема номера: Франчайзинг по-кузбасски

24 июля 2013 | Газета «Кузбасс»

Франчайзинг (коммерческая концессия) — способ осуществления деятельности предприятия, в ходе которого одна сторона — франчайзер предоставляет другой стороне — франчайзи право на использование своей торговой марки и (или) формата бизнеса в виде продажи лицензии (договора) – франшизы. В роли франчайзеров выступают производители товаров, крупные оптовые компании или компании, предоставляющие услуги, а роль франчайзи, как правило, исполняют малые предприятия розничной торговли, массового питания и сферы услуг.

Заметили ли вы, что в лексиконе российских чиновников и банкиров все чаще мелькает слово «франчайзинг»? Начиная с 2011 года Минэкономразвития начало выделять субъектам Федерации средства из федерального бюджета для поддержки франчайзинговых проектов «малышей»: региональной власти предлагалось субсидировать затраты на открытие объектов по франшизе и выплату паушальных взносов. Практически одновременно – по инициативе «ОПОРЫ РОССИИ» — в Сбербанке стартовал новый проект «Бизнес-старт», неотъемлемой частью которого также стала кредитная поддержка франчайзинговых проектов субъектов малого и среднего бизнеса.
По нашим сведениям, в Кузбассе никто из предпринимателей интереса к проекту Минэкономразвития не проявил, и региональная власть не стала включать поддержку франчайзинговых проектов в областную программу, а значит, и участвовать в конкурсе Минэкономразвития на субсидирование затрат на нее. Кемеровское отделение Сбербанка выдало кредиты на реализацию франчайзинговых проектов пока только двум малым предприятиям – из Кемерова и Новокузнецка.
Недавно стало известно, что Минэкономразвития готовит новую программу развития для малых фирм и индивидуальных предпринимателей, ориентированных на организацию придорожного сервиса (а в некоторых городах и организацию бизнеса в подземных переходах). Планируется, что в перечень объектов, которые будут подпадать под действие программы, входят придорожные кофейни к кафе, магазинчики, сувенирные лавки, химчистки, отели, — направления, в которых распространено развитие по схеме франчайзинга.
Но это – перспективы. А чтобы определить, проявят ли к ним интерес кузбасские предприниматели, надо понять, почему они не пользуются теми льготами, которые уже есть. А для этого знать, что сегодня происходит на кузбасском рынке франчайзинга и какую роль играет там малый бизнес.
И мы начали это делать. Но преуспели немного. Никакой официальной статистики об этом рынке, его отдельных сегментах нигде нет! Экспертов, досконально знающих историю и развитие франчайзинга в Кузбассе, тоже нет. «Претендовать на статус эксперта по франчайзингу, на мой взгляд, ни сегодня, ни даже в обозримом будущем никто не готов в силу целого ряда причин», — «успокоил» нас Игорь Дмитриев, официальный представитель известной российской компании «Магазин готового бизнеса-Deloshop» (франчайзинг же и есть готовый бизнес, рассуждали мы, обратившись к Дмитриеву) в Кузбассе. Оценивать работающие на рынке франшизы никто не рискнул, посоветовав нам спросить об этом самих франчайзи.
Но информационная открытость франчайзи была обратно пропорциональна их опыту и доле на рынке: если начинающие и проработавшие год ИП охотно рассказывали, как искали франшизу, что в ней привлекло больше всего, то компании, использующие не одну, а несколько разных франшиз, имеющие многолетний опыт работы с франчайзерами, или отказывались отвечать на интересующие нас вопросы, или отвечали уклончиво, или (был и такой случай) уже перед публикацией готового текста просили вообще на них не ссылаться… Какой анализ рынка местного франчайзинга можно ждать от официальных регуляторов потребительского рынка?
Но мы решили не отступать и собрать максимум информации о франчайзинге по-кузбасски. Чтобы вместе с начинающими предпринимателями понять: действительно ли ведение бизнеса в формате франчайзинга помогает быстрее поставить бизнес на ноги и не только гарантирует быструю самоокупаемость, но и предохраняет его от турбулентности экономики (согласно данным Международной ассоциации франчайзинга, в период кризиса потерпели неудачу только 6% предприятий, развивающихся по франчайзингу, в то время как более 30% компаний малого и среднего бизнеса, работавших самостоятельно, разорились) и потребительского спроса. И, конечно же, разобраться: в чем причина слабого развития франчайзинга в сфере малого и среднего бизнеса, который при этом игнорирует предложения власти о господдержке?
А пока предлагаем читателям «первую порцию» собранной журналистами ОПОРЫ информации (особая благодарность за содействие в этом профессору Кемеровского института Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Владимиру Михайловичу Киселеву!).

Мнение франчайзи

Елена КОСВИНЦЕВА, индивидуальный предприниматель, центр детского развития «Сема»,
г. Кемерово:
— По профессии я юрист. Воспитываю сына, ему уже 11. И очень хочу второго ребенка, дочь. Зимой несколько месяцев болела, было время подумать: вот родится дочь, придет время, нужно выходить на работу, а мне так жалко будет ее в садик отдавать. Мне 35, уже хочется, чтобы дети были все время рядом… Стала искать в интернете, чем бы мне заняться, чтобы это желание стало реальностью. И нашла там «Сему» — сеть развивающих детских центров, созданную москвичами 9 лет назад. Проехала по городу, посетила все имеющиеся детские центры — ни один мне не понравился больше, чем «Сема» (у нас еще детский центр «Умка» по франшизе работает, но мне в душу запал именно «Сема»).
И вот 1 июня я открыла в Кемерове первый развивающий детский центр «Сема» (планирую открыть еще один – с кафе, где можно будет проводить все наши праздники; помещение, которое я арендую сегодня, этого не позволяет). Чем именно привлек меня московский бренд?
Понравилось, что франшиза «Семы» недорогая (мне она обошлась менее чем в 300 тысяч рублей). К тому же я еще стала участницей акции, которую зимой проводили собственники франшизы, – ее стоимость была снижена. Не намного, но все равно это приятно. Франчайзеры многих детских центров, которые предлагают предпринимателям свой бренд взаймы, берут процент от прибыли, и при этом у них роялти — ежемесячные взносы — очень большие. Собственники бренда «Сема» процентов от прибыли не требуют. Они берут не стоимостью роялти, они берут количеством детских центров, созданных под своим брендом по всей России. И я считаю, в этом есть смысл. Сейчас же с детскими садиками проблемы, а родители начали понимать, что в школу ребенок должен идти подготовленным (в школе ждут первоклассника, который должен уметь читать, писать, считать. Я помню, как мы с сыном поступали в первый класс: мы прошли такое тестирование, как будто в институт поступали!) — меньше проблем у самих родителей потом будет.
Понравилось, что в сети детских центров «Сема» есть специальный отдел, который разрабатывает обучающие программы (кстати, таких обучающих курсов, как в «Семе», больше нет нигде – я заключила договор с франчайзером об их неразглашении, и такие же договоры я заключаю со своими сотрудниками), постоянно обновляет сценарии различных праздников, проводит обучение педагогов, руководителей региональных центров по Skype. Базовые курсы, предлагаемые «Семой», всегда можно расширить за счет дополнительных курсов, разработанных нашими педагогами, — в Москве их поддержат и, если надо, помогут. То есть поддержка франчайзи идет по всем направлениям. 

Марина ПОСЛЕДОВА, генеральный директор «ООО Красивый бизнес», г. Новокузнецк:

— Больше трех лет наше туристическое агентство работало на рынке Новокузнецка под собственным брендом «Руссо Туристо». А год назад мы получили франшизу «PEGAS Touristik» — одного из лидеров российской туристической отрасли и одной из крупнейших международных туристических компаний. Далось это непросто. И дело не в стоимости франшизы, как могут подумать некоторые коллеги. Франшиза у «PEGAS Touristik» недорогая: она рассчитывается с учетом численности населения: в Кемерове и Новокузнецке примерно одинакова, в маленьких городах — поменьше. Пуашального взноса нет, есть ежемесячные роялти. Но это вполне адекватная сумма. И не платежеспособность потенциального покупателя франшизы для этого тур-оператора, который дорожит своим именем, главное.
С «PEGAS Touristik» мы сотрудничали давно – продавали их туры и смогли сами оценить профессионализм и качество услуг московских коллег. И когда три года назад эта компания начала развивать свою франчайзинговую сеть по России, мы ждали, когда дойдет очередь до Новокузнецка. А когда год назад «PEGAS Touristik» наконец объявил об открытии в нашем городе своего офиса продаж, мы подали заявку одними из первых. Желающих получить франшизу известного бренда было немало. Но отбор, скажу вам, был жесткий: оценивался стаж работы местных компаний на туристическом рынке, объем продаж, обученность сотрудников и т.д., и т.п. В итоге франшизу получили мы! И, признаюсь честно, работать под брендом «PEGAS Touristik» стало гораздо легче: это принесло нам повышенную лояльность клиентов, плюс к этому франчайзер предоставляет нам (а значит, и нашим клиентам) ряд дополнительных льгот, проводит постоянное обучение сотрудников нашей компании.
Что в итоге? Месяц назад мы открыли в Новокузнецке второй офис продаж.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс