Актуальное

«Покупка франшизы — только начало пути предпринимателя к собственному успеху»

24 июля 2013 | Вера Карзова

Так считает кемеровский бизнес-брокер, официальный представитель компании «Магазин готового бизнеса-Deloshop» в Кузбассе Игорь Дмитриев.

— «Магазин готового бизнеса-Deloshop» — не только официальный партнер Российской ассоциации франчайзинга. В рамках этой компании работает Департамент франчайзингового консалтинга. Значит ли это, что вы, Игорь Евгеньевич, как официальный представитель МГБ-Deloshop в Кемеровской области, тоже занимаетесь франчайзинговым консалтингом?
— Консалтинг в сфере франчайзинга — вещь достаточно специфичная и недешевая. В настоящее время за Уралом она практически не распространена (профанации вокруг этой темы мы не рассматриваем). Слишком мало прошло времени с момента появления первых франчайзинговых проектов, слишком узок и специфичен этот раздел современных товарно-денежных отношений, слишком короткий срок для формирования базы, достаточной в таком роде деятельности. А те обращения к нам, которые были за прошедшие 4 года, до сих пор носили сугубо потребительский характер. Все вопросы звучали в искреннем ожидании именно бесплатной консультации. Видимо, звонившие отдавали за франшизу свои последние средства. Соответственно, в таком формате мы не сможем быть полезны.
— А чем конкретно? Не только же продажей на кузбасском рынке франшиз российских и зарубежных компаний? Можно об этом поподробней (сколько и каких франшиз вы продали, кто купил их, как этот процесс происходит: кто чаще к вам обращается — продавцы франшиз или их покупатели)?
— В отношении статистики продаж совершенно спокойно сообщу, что нами не продано ни одной франшизы (зарубежные компании свои франшизы продают только через компании-резиденты в России. Вопросы, касающиеся продажи так называемых мастер-франшиз, решаются кулуарно в штаб-квартирах компаний-франчайзеров). Все франчайзи, как покинувшие рынок, так и действующие в настоящее время, произвели свой выбор и приобретение независимо от нас. Рынок подобных услуг продолжает оставаться в зачаточном состоянии, потенциальные франчайзеры и франчайзи на свой страх и риск чаще действуют самостоятельно. А вот среди обращений можно отметить рост числа экономически грамотных франчайзи, предпочитающих более взвешенный выбор модели своего будущего бизнеса, рейтинг брокеров бинарных опционов. Информированные предприниматели знают, что бесплатные консультации по подбору франшиз оказывает Брокерский департамент московской компании E.M.T.G, однако при этом не стоит полагаться исключительно на их рекомендации.
— В каких отраслях экономики Кузбасса сегодня больше всего франчайзинговых фирм и в какой – меньше всего? Так было всегда? Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
— Десятки проектов в торговле, услугах, сервисе. Микроскопически мало в производстве, даже если они существуют, сразу и не вспомню. Динамика роста числа проектов положительная, хотя становится очевидным ее замедление, возможно, на коротком временном отрезке, за счет сезонного спада деловой активности. Если смотреть на динамику последних двух лет, то ее низкий темп обусловлен, на наш взгляд, в равной степени неблагоприятными местными условиями и макроэкономическими факторами.
— Неумолимая статистика свидетельствует, что даже на благополучном Западе каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение 5 лет. Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Сеть предприятий под единым брендом и единым маркетингом легко преодолевает все спады и кризисы. Причем некоторые эксперты считают, что лучшие темпы развития сейчас у отечественных франшиз, так как такой бизнес изначально ориентирован на особенности российского рынка, на менталитет клиентов. Иностранным франчайзинговым компаниям приспособиться в России намного труднее. А что ваш опыт показывает?
— Не преувеличивая свой опыт, замечу: статистика статистикой, а факты фактами. Утверждение, что фирмы — как франчайзеры, так и франчайзи — не разоряются, не более чем миф. Разоряются и те, и другие: франчайзеры — значительно реже, франчайзи — сколько хотите. Так что «единый бренд и единый маркетинг» отнюдь не гарантия преодоления кризисов. Как в случаях с большинством известных товаров, франчайзер чаще всего тщательно «раскрашивает губы» своему проекту, предлагая его во всей красе и со всей своей родительской любовью. А дальше проект начинает биться о реальный рынок, чаще лицом и другими не менее дорогими здоровью местами. Кто-то держит удар, кто-то уклоняется, а кого-то уже нет с нами… Многое зависит от франчайзи (я как-то больше на их стороне), и количество удачных продолжений проектов, к счастью, больше. Менталитет, конечно же, играет свою роль. Возьмите одного франчайзера и двух его франчайзи, работающих в равных условиях! Как посетитель, клиент или потребитель вы все равно ощутите разницу, порой весьма значительную, — примеров предостаточно. Что касается иностранных компаний, то у нас, к сожалению, нет информации, достаточной для полноценных обобщений.
— Какова самая низкая стоимость российских франшиз сегодня? А каково при этом соотношение «цена-качество»? Forbes в своем июльском выпуске опубликовал рейтинг наиболее выгодных российских франшиз. Причем стоимость самой дешевой — не ниже 300 тысяч рублей. Но только ли стоимостью определяется выгодность франшизы?
— Если говорить не о псевдофраншизах, которых с каждым годом становится все больше, а о реальном проекте, то самой низкой стоимости, думаю, не существует. Хотя бы потому, что официально заявленная цена может не только содержать скидку, но и допускать возможность более гибких ценовых условий для конкретного франчайзи. В это время конкурирующие компании будут предлагать свои, более низкие официальные цены, и так — до бесконечности. Другими словами, принимать во внимание цену франшизы как аргумент «за» — одна из распространенных ошибок бизнесменов, присматривающихся к данному рынку. Соотношение «цена-качество» здесь малоприменимо, так как ключевыми моментами при выборе будут та же цена, но в контексте ее размера в абсолютном выражении, рыночной востребованности, расчетных сроков возврата инвестиций, нормы прибыли и других финансово-экономических категорий.
— Россия нуждается в «экономичном» франчайзинге, считают эксперты. А предложений подобных франшиз на рынке достаточно?
— Россия много в чем нуждается, Не могу заочно согласиться с мнением экспертов, на которых вы ссылаетесь, потому что не знаком с ним в подробностях. На мой взгляд, она нуждается в более дружественных отношениях власти с бизнесом в части бюджетной и фискальной политики, административного давления. Тогда за короткое время расцвет рынка франшиз неминуем. Не удивлюсь появлению на федеральном рынке кемеровских франшиз, предложенных в разных отраслях экономики нашими земляками. Уже сейчас мог бы назвать несколько реальных претендентов.
— Назовите, пожалуйста!
— С уверенностью могу назвать ResStar (экс «Компания Сибторг», г-на Сидорова), SibEstate.ru (интернет-портал недвижимости г-на Гуляева), возможно, «Марка Подорожник» (г-на Фомина). Добавить кого-либо к этому пока небольшому списку, конечно, хотелось бы, но давайте посчитаем цыплят ближе к осени…
— Рынок общепита (массового питания) Кемерова, судя по вашим прежним интервью в СМИ, близок к насыщению? И франшиз там едва ли не столько же, сколько в розничном ритейле. Или это кажущаяся видимость? Как вы оцениваете их развитие (рост численности, качество)?
— Позвольте уточнить: рынок массового питания близок к насыщению не столько по моему мнению (рынок от моего мнения практически не зависим), сколько по мировым, европейским или российским (40 на 1 тысячу жителей) нормативам. То есть не может быть такого количества заведений и имеющихся там так называемых посадочных мест, которое в значительной мере отклонялось бы от таких нормативов (понятно, что может образоваться разная плотность насыщения в зависимости от района города). На наш взгляд, сегодня на рынке имеется некоторое количество свободных финансовых средств, которыми оперируют действующие участники и новички, с этими средствами можно поиграть, поэкспериментировать, поискать «свой» путь в этом бизнесе. То есть, по моему мнению, переход в качество возможен только через количество, так что насыщение — это шаг в сторону перенасыщения. Затем наступит фаза естественного отбора по востребованности бренда и его экономической эффективности. Основным регулятором будет все же Его Величество Рынок. В отличие от наблюдения за рынком оценка роста, численности, качества не входит в наши функции, поэтому предоставим эту возможность заинтересованным в таких оценках структурам.
— Недавно о своем намерении найти в Кемерове (а на будущий год и в Новокузнецке) франчайзингового партнера заявила американская корпорация «YUM!» (бренд KFC). Но, по мнению многих предпринимателей, запуск иностранной франшизы с вложениями свыше 50 тысяч долларов (представители компании сказали, что стоимость франшизы около миллиона долларов) не в городе-миллионнике является рискованным предприятием. Окупаемость, если и будет достигнута, окажется слишком отдаленной перспективой. А как вы оцениваете перспективы бренда KFC в Кемерове?
— Думаю, господин Бабич (директор по франчайзингу компании «Yum! Restaurants International Russia». — Ред.) просто делает свою работу, выбрав несколько отличный от прочих участников рынка подход – совместить PR-компанию со знакомством с рынком. Удивлюсь, если местное лобби допустит их выход на рынок. Даже если они и откроются, то еще больше удивлюсь, когда они смогут доказать свою успешность. Вспоминается выход на рынок в 2007 году, так и не состоявшийся дальше Новокузнецка, тогдашнего Росинтера. Конечно, сейчас мы наблюдаем положительно иную ситуацию – достаточно видеть наполняемость популярных «IL Патио», «Планеты Суши», «Шоколадницы», «Traveler’s Coffee». Тот, кто много путешествует по миру, видит, как идут дела у KFC в других странах, особенно это заметно на фуд-кордах, где он делит площади с другими именитыми игроками… Относительно именно KFC оптимизма, извините, разделить не могу.
— А в нашей сфере услуг франчайзинг прижился? В чем его отличие от франчайзинга в массовом питании?
— Думаю, да, теперь эти бренды заметны и узнаваемы: «BOWE», «Karcher», «Инвитро», «Овум», «Pegas Touristik» и другие. Отличий множество — от условий договора франчайзинга до финансовой составляющей и маркетинга. Но об этом – отдельный разговор.
— В сфере риэлтерских услуг Кемерова сегодня действует одна франшиза (МИЭЛЬ-Кемерово Офис «Центральный»). В то же время на рынке этом очень много новичков. Почему, на ваш взгляд, начинающие риэлтеры игнорируют франчайзинг? Ведь считается, что франшиза дает возможность начинающим предпринимателям быстро и безболезненно открыть свой бизнес, а опытным – вывести свой бизнес на более высокий уровень. Так ли все однозначно?
— Повторюсь: покупка франшизы — только начало пути предпринимателя к собственному успеху. С франшизой, возможно, путь чуть легче и короче, но при этом и дороже. Кемеровский рынок риэлтерских услуг — со своими особенностями — никак не выйдет из фазы младенчества, и еще долго будет удивлять (к сожалению, чаще неприятно) всех его вольных и невольных участников. Объяснить это можно тем, что так называемый порог входа на этот рынок весьма низкий, фильтра практически нет, вот и промышляют на нем в большинстве любители, так и не мотивированные становиться профессионалами. Франшиза — это, по сути, трансляция успешных стандартов, а вот как раз они данному сообществу в голову и не укладываются. Самодостаточность, консерватизм, привычка и менталитет, подход по принципу «чем хуже, тем лучше»…
— А производственные франшизы в России есть? В Кузбассе кто-то их покупал? И каков результат (а вообще отслеживание работы франчайзи входит в ваши обязанности?)?
— Возможно, что есть, однако мне о них неизвестно. Считать ли переработку автомобильных шин производством? Соответственно, если они и присутствуют, то уж как-то неявно и непублично. В той или иной мере контроль результатов работы франчайзи осуществляет не бизнес-брокер, а франчайзер, он же определяет оценку работы франчайзи по заранее оговоренным договором критериям.
— Франчайзинг внедряется и в социальные сферы (давно ли?) – медицину (медицинский центр «ИНВИТРА»), дошкольное образование (центры детского развития «Сема», «Умка») Кузбасса. Как вы оцениваете этот процесс и работающие на этих рынках франшизы?
— Своим вопросом вы коснулись той части франчайзингового бизнеса, о которой хочется говорить, — она интересна, содержательна и перспективна. Конечно, не идеальна, но очень хочется верить в ее перспективу и пожелать ей успешного развития. А к нашему с вами разговору об оценке лучше пригласить самих франчайзи, думаю, что они будут более объективны, так как ежедневно находятся внутри событий, которые мы с вами только обсуждаем.
— Минэкономразвития готовит программу развития для малых фирм и индивидуальных предпринимателей, которая ориентирована на организацию придорожного сервиса (а в некоторых городах и организацию бизнеса в подземных переходах). В перечень объектов, которые будут подпадать под действие программы, входят придорожные кофейни к кафе, магазинчики, сувенирные лавки, химчистки, отели — направления, в которых распространено развитие по схеме франчайзинга. Верите ли вы в то, что государственная программа может заинтересовать в том числе и потенциальных франчайзи, ведь содействие франчайзера и эффективная господдержка значительно увеличивают перспективы бизнеса?
— Согласен с вами. Только те, кто сегодня успешен в этих бизнесах, не обращают внимания на Минэкономразвития и живут своей жизнью, точнее, бизнесом. А на программу посмотрим, когда она будет утверждена и готова к реализации. Считаю, что сейчас об этом говорить преждевременно. На фоне того административного, налогового, государственного давления, которое еще как-то выдерживает бизнес сегодня, думать приходится больше не о программах, а о выживании. Особенно малый бизнес умиляют рассуждения об эффективности. Эффективности чего — имитации тревоги и заботы о челяди?!
— В некоторых регионах России уже сейчас со стороны властей организована поддержка франчайзи от малого бизнеса – им субсидируются затраты на открытие объектов и выплату паушальных взносов. Эффективна ли, на ваш взгляд, такая гос­поддержка?
— Отлично, что такие примеры есть, стоило бы отнестись к их опыту внимательнее. Сегодня экономическая активность населения низка так же, как его финансовая состоятельность. Если государство найдет решение о форме и механизме такой поддержки, то перестанет выигрывать само у себя ценой принесения в жертву предпринимателя. Пока 450 тысяч индивидуальных предпринимателей России не объявили о прекращении трудовой деятельности в связи с выросшими в два раза отчислениями, по версии того же государства все было замечательно. Сейчас рассматриваются пожарные меры по возможности предоставления налоговых каникул на срок до двух лет – что называется, «вернись, я все прощу». Смешно! Кто посчитал убытки от реализации таких «решений»? Кто понес наказание или хотя бы ответственность, как мы защищены от новых вариантов таких «решений»? Будем продолжать тему эффективности государственной поддержки?
— Хорошо, не будем. Считается, что российскому бизнесу в плане франчайзинга есть куда стремиться, ведь в высокоразвитых странах на долю франчайзингового бизнеса приходится до 10% ВВП, тогда как в России – менее 1%. По мнению большинства аналитиков рынка, такое положение вещей является временным, и постепенно бизнес через приобретение франшизы будет становиться все более популярным. Как вы оцениваете этот прогноз? От чего будет зависеть достижение этой цели?
— Категорически с вами согласен. С оговоркой, что не благодаря, а, скорее, вопреки. Условием поступательного движения, развития могли бы стать меры государственного регулирования, содействующие этому не декларативно.
Расспрашивала
Вера КАРЗОВА.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс