Актуальное

Поездом на юг

27 июня 2013 | Ольга Штраус

 

Испытано на себе

торг

Первая трудность ожидала еще «на берегу»: наш поезд «Новокузнецк-Кисловодск» через областной центр не проходит. Ближайшая станция посадки – Топки. Состав стоит там более получаса, но… 

Получила заманчивое предложение: прелюбопытная командировка в Пятигорск. Для работы – максимум пользы, для души и тела – все прелести недельного пребывания на лучшем курорте Кавказа. Один минус: ехать туда и обратно поездом. Соглашаться? Раздумывала ровно пять минут и сказала «да!».

Траты и трудности

Первая трудность ожидала еще «на берегу»: наш поезд «Новокузнецк-Кисловодск» через областной центр не проходит. Ближайшая станция посадки – Топки. Состав стоит там более получаса, но… Прибывает мой поезд в Топки в 3 часа ночи, а значит, надо заказывать такси. Муж твердо намерился проводить до вагона («куда ты ночью одна с чемоданом?»), так что платить за такси пришлось в обе стороны: в общей сложности 890 рублей. Не смертельно, но все-таки…

Плацкартный вагон рассмотрела поутру: по-моему, такие ходили еще во времена моего детства. Туалеты дребезжат разбитыми металлическими сочленениями, над плинтусами там растут натуральные грибы. О кондиционерах в вагоне приходится только мечтать (хорошо хоть окна открываются практически нараспашку). Впрочем, проводницы – милые женщины, терпеливо и чуть виновато сносящие все требования пассажиров, — трут, скребут и моют вагон с утра до вечера. Туалетная бумага, как и мыло, из туалетов не исчезает никогда (большой плюс!). Особо капризным позволяют вымыть голову прямо близ титана: еще и тазик предложат для полива. Хотя, говорят, те, кого жара измучивает особо, могут прибегнуть к дополнительным услугам: за двести рублей вас пустят принять душ, имеющийся в некоторых вагонах состава.

Завела об этом речь с нашими проводницами. Те подтвердили: да, есть в парке такие вагоны, в них оборудованы специальные места для инвалидов, предусмотрены санкомнаты с душевыми кабинами, только вот… Стоят те вагоны на запасных путях. Почему не в эксплуатации? Пожимают плечами: «Не знаем». Точнее, так: пока были в норме – их берегли. А когда после этого «бережения» их нашли раскуроченными и загаженными (видимо, бомжи зимой использовали эти вагоны как приют), выяснилось, что старые боевые друзья надежнее в эксплуатации…

В Барабинске вагон наполняется запахами копченой рыбы: знаменитые Карачинские озера – верный кормилец местных жителей. С копченой рыбой, жареной икрой, горячей отварной картошкой тут к проезжающим составам не выходит только ленивый. Цена лакомств вполне сносная. Здоровущего жереха или белого амура можно купить за 100-150 рублей.

Кстати, на всем протяжении пути есть только две таких вкусных «рыбных» станции – Котельниково под Волгоградом и новосибирский Барабинск. Правда, в Котельниково посол рыбки вкуснее.

После соленого хочется пить. После питья въезжаем в Казахстан.

Международная дипломатия

Петропавловск – станция заграничная. Здесь не разрешается выходить из вагонов: наш поезд – территория России, перрон – чужое государство. По вагонам проходят таможенники, полицейские с собаками, натасканными на поиск наркотиков, и главное – просто полицейские. Эти – самые страшные.

Заметив на нашем столике бутылки из-под пива, предъявляют суровое замечание: «Вы знаете, что распитие спиртных напитков в поезде – нарушение закона?

Административный штраф 2500 рублей. Будем составлять протокол. Сейчас высадим вас из поезда, заполним все бумаги…». В это время за спинами полицейских протискиваются казахстанские торговцы: «Кому коньяк? Кому коньяк?», «Планшетники, смартфоны, нетбуки, все по две тысячи!», «Коньяк будете брать?». Но казахстанские полицейские своих бутлегеров не замечают, они плотно взяли в обработку наше веселое купе. Вызывают мужчин в тамбур: выйдем поговорим. Через пару минут те возвращаются повеселевшие. Один откупился от стражей тысячей рублей. Другой – семьюстами (все, что нашлось в кармане). По сравнению с 2500 – это, конечно, легче. А если представить, что рьяные законники и впрямь высадили бы тебя из вагона, нарушили все планы, заставили поволноваться близких из-за непредвиденной задержки? Знатоки в соседнем купе подтверждают: такое тут случалось не раз.

Впрочем, начальник поезда Оксана Александровна, которая вскоре прошла по нашему вагону, узнав об этом инциденте, не на шутку возмутилась: «Да вы что, ребята? Это ОНИ закон нарушили, а не вы! Никто не имеет права снять пассажира с поезда, кроме начальника состава. И делается это только в двух случаях: либо тяжелая болезнь пассажира, либо нарушение им общественного порядка при жалобах (не менее чем от двух!) пассажиров. На вас жалобы были? Нет! Значит, срочно пишите мне заявление, указывайте ваши контактные телефоны, адреса – эти деньги, на которые вас «обули» горе-полицейские, мы непременно с казахской стороны взыщем. Устроили, понимаешь, бизнес!»

К чести начальника поезда надо отметить, что подобные инциденты, уже не раз случавшиеся на казахской границе с нашими согражданами, всегда завершались извинением казахской стороны и возвращением денег ограбленным.

А мы въезжаем на территорию Курганской области.

Развлечения и покупки

К слову сказать, за трое с половиной суток (ровно столько продолжается путь от Кузбасса до Северного Кавказа) поезд наш пересекает 12 регионов. Однообразные, как напевы акына, степи Прииртышья сменяются предгорьями Южного Урала: красота неописуемая! После Башкирии ждем Самару и Саратов: здесь наш поезд флиртует с извивами Волги. У Волгограда особо внимательные могут наблюдать в лучах заката грандиозную фигуру Родины-матери на Мамаевом кургане…

И все же созерцание пейзажей за окном прискучивает быстро. Утомляет уже, кажется, все: гигиенический дискомфорт, одинаковость станционных домиков… И даже смена времен года («глянь, у них уже сирень отцвела! Глянь, а погода здесь другая: вон как люди одеты») приедается тоже.

Разочаровывают большие станции – там, где наш поезд стоит по 30-40 минут. Казалось бы, выйди на привокзальную площадь, ощути пульс иного города. А толку-то? Тот же дежурный набор сникерсов и чипсов в привокзальных киосках, те же машины, те же чемоданы на колесиках… Что можно этому противопоставить? Наверное, только одно: торговлю чем-то своим, уникальным. Ведь одурев от безделья, от дежурных бутербродов и китайской лапши в пластике, пассажиры долгого рейса жаждут «чего-то этакого». Как ни странно, правильнее всего на эти запросы отвечают маленькие станции.

В Бердяуше в наш вагон валом повалили торговцы уральскими самоцветами. Связки бус, кольца, браслеты, гарнитуры доставили женской части вагона развлечение на полдня: выбирать, примерять, покупать…

В Оренбуржье – та же радость с пуховыми и вязаными платками, платьями, детской одеждой.

В Котельниково – раздолье рыбы на любой вкус.

А вот домашней снеди, ягод-овощей, которые вполне могли бы сопровождать наш поезд на южном участке его пути, было немного. Жаль.

Зато были забавные сюрпризы. На станции Кропачево меня привлекли лотки с блестящими никелированными изделиями: термосы, чайники, фильтры. А это что? Такое же блестяще-замысловатое, сверкающее металлом многочисленных трубок… «Да самогонник, — равнодушно пояснила торговка. – Самогонный аппарат. Три тыщи цена. Будете брать?»

Мне он без надобности, но чаяния родного народа, согласитесь, характеризует…

Уроки выживания

Если попытаться сформулировать главные выводы из этого путешествия, выйдет так. В дорогу надо запасаться: влажными салфетками (много!), очищающими лосьонами, сменной одеждой для вагона; книгами и играми (оптимальный вариант – ноутбук с закачанными в него фильмами: его у нас смотрели всем вагоном). Лучший способ справиться с долгим бездельем – устные игры (в «мафию», в «крокодил», в «города»). Как вариант – исповедальные беседы «за жизнь» (если повезет с попутчиками).

А для концовки – вот сравнительная калькуляция дорожных расходов:

— билет в одну сторону из Кемерова – 5825 рублей;

— еда в поезд – 1150 рублей;

— такси – 890 рублей;

— гастрономические соблазны по пути следования (рыба, ягоды и пр.) – 850 рублей;

— покупка бижутерии и сувениров – 1800.

Итого: 10525 рублей. Удваиваем (с учетом обратного пути), выходит – 21 550 рублей.

Авиабилет до Минвод и обратно стоит от 21542 до 34713 рублей.

Ольга ШТРАУС.

Рис. Андрея Горшкова.

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анонимно
11 лет назад

Насчет пива зря сокрушаетесь. Нельзя алкоголь в поезде и всё. Полицейские здесь правы. То что Ваши соседи дали взятку и откупились не есть повод для хвастовства. О них нужно не в газете писать, а в службу собственной безопасности заявлять. А так вы сокрыли преступление.

Наташа
11 лет назад

Да, самолётом вас бы доставили быстро, но без перечисленных вами дорожных происшествий. Скучно самолётом. Мы ведь живые, нам интересно что то посмотреть, а не быть просто перемещенным в пространстве, как неодушевленный предмет.

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс