Актуальное

Звезда и нары Героя

21 июня 2013 | Лариса Максименко
Летчик-Вандышев 68 лет спустя историки раскрыли тайну автора самого сенсационного побега из фашистского плена.Сергей Вандышев, инициатор побега, вошедшего в мировую историю и снятого во многих фильмах (побега русских пленных из немецкого концлагеря на немецком же самолете), как выяснилось, после Великой Отечественной войны не имел славы и почестей.

Напротив. Из рассекреченных документов недавно стало ясно, что Родина оценила его не сразу, сломав жизнь лагерями, и что мотать срок Герою пришлось в Кузбассе.

…В кузбасских архивах нашли лагерную карточку Вандышева. Вроде бы простого сибирского зэка послевоенной поры, худого донельзя и до синевы под глазами, небритого и измотанного, в грубом, колом стоящем свитере. С упрямо вскинутым подбородком. Но это точно ТОТ самый удивительный Вандышев!

Про него не раз вспоминал с благодарностью – за идею побега и за веру в успех – Михаил Девятаев, сбежавший в феврале 1945-го из фашистского концлагеря на немецком бомбардировщике, привезший информацию о первых ракетах «Фау-1» и «Фау-2» в нашу страну и ставший из-за этого личным врагом Гитлера и знаменитостью.

Потому что, по словам биографов, тот отчаянно-лихой, на грани жизни и смерти, побег Сергей Вандышев и Михаил Девятаев продумывали в концлагере ВМЕСТЕ.

Но немцы разбросали русских летчиков-асов по разным лагерям.

И Девятаев вскоре улетел, как они и мечтали! Вырвался, любимец судьбы, взяв курс на восток, к свободе и славе!

— А Вандышев в другом концлагере повел пленных на бунт, они прорвались к нашим частям. И конец войны он встретил в родной эскадрилье, бомбил Берлин! – говорит Сергей Марченко, полковник в отставке, заведующий музеем истории кузбасского ГУФСИН, но, вздохнув, разводит руками. – Зато после Победы ему досталось…

Ноу-хау

Краевед Людмила Сандина, работая в паре с полковником Марченко, изучающая архивы Приволжья (Вандышев родом из Мордовии), призналась:

— Меня ведет чувство вины за поруганное человеческое достоинство настоящего защитника Отечества. В годы Великой Отечественной войны он дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, в последний раз – в июне 1944-го, а через месяц был сбит в бою…

И все.

Удача, казалось, отвернулась от летчика, про рисковую душу которого по аэродромам ходили легенды. Вандышев в боях за Сталинград посадил самолет в самом пекле, забрал на борт сбитого товарища-летчика, и они смогли улететь.

И вообще самолет Вандышева за войну немцы сбивали шесть раз, а Сергей каждый раз выбирался живым.

Лишь сбитый в седьмой раз — 15 июля 1944 года, тяжело раненный, не имея шанса дотянуть до «своих» или выпрыгнуть с парашютом, теряя сознание, Вандышев повернул самолет к земле – на вражьи зенитки. Но верный «ИЛ-2» упал камнем – без взрыва!

Очнулся летчик в плену, рядом с ним в бараке был… Девятаев. Того сбили на два дня раньше. И с первых же дней, по данным девятаевских биографов, Вандышев, несколько лет отработавший инструктором в авиашколах, заговорил о варианте побега из плена на самолете: надо только подождать, когда пленных в лагерь нужный перебросят, где на работы к летному полю начнут водить.

…Ожидание было мучительно — летчики начали рыть подкоп.

— Так, Вандышев и Девятаев готовили первый побег, который сорвался из-за предательства, — рассказывает Людмила Сандина. – И после пыток их разделили по лагерям.

Девятаев, оказавшись в лагере с аэродромом на острове Узедом,

8 февраля 1945-го смог, пусть со второй попытки, поднять чужую махину в чужое небо и рванул с девятью товарищами на немецком бомбардировщике к Родине.

…Про Вандышева, поднявшего на острове Рюген весь лагерь 22 апреля, так и неясно, небом бежали пленные, нет ли. «На самолете», — убежден земляк Федор Андрианов, после войны не раз говоривший с Вандышевым по душам.

— Скорее всего, Андрианов ошибается, — судит по архивам Людмила Сандина. – Вандышев же писал в 1953-м из лагеря председателю Совмина: «…22 апреля 1945 года я вышел к своим войскам».

И все-таки вышел, посадив самолет или причалив с пленными с острова к берегу на лодках?… Это так и осталось тайной.

Рок

— Командира эскадрильи 93-го штурмового авиаполка Вандышева, после войны работавшего в гимназии Саранска, арестовали 27 июля 1948-го. А 24 декабря 1949-го военный трибунал Горьковского военокруга приговорил его к 15 годам лагерей за измену Родине (по ст. 58, 1-б)… Из Мордовии он этапом прибыл в Кузбасс 7 июля 1950-го, в Южкузбасслаг (самый крупный и тяжелый по условиям лагерь). Это в Мысках, Чебалсу, — полковник Марченко читает найденную им уникальную лагерную карту с еле заметным грязным пятнышком в уголке (это след от прижатого пальца зэка Вандышева).

…Южкузбасслаг, набитый матерыми уголовниками и «политическими», давал тогда шахтам крепежный лес.

— Вандышева там, на лесоповале, придавило бревном, и его 17 июня 1953-го перевели в «легкий» лагерь – в Сиблаг, в Орлово-Розово.

…Его, как и других, швыряло по отделениям, как карты. То в самую жуть выпадала дальняя дорога, где зэки жили в землянках, набитых клопами, спали при тусклой «коптилке» на голых нарах в своих лохмотьях и ели одну баланду из турнепса. А на бесконечном поле на прополке пили из луж…

То им выпадало пахать под другим руководством (память зэков сохранила фамилию начальника — Казаченко) как людям! И на поле им привозили бочку кипяченой воды. А если кто терял накомарник, то бригада ждала, когда выдадут новый, и лишь потом ее, облепленную мошкарой, вели тяпать, полоть. А еще у зэков Казаченко даже было по два ужина: первый – в поле, консервы с бобами, второй – в лагере позже. И одевали тепло, как записала в воспоминаниях для музея Софья Потресова, сидевшая в Сиблаге в то же время. Им говорили:

— Мы считаем вас не заключенными, а временно задержанными. Разберутся.

Опоздали…

— Вот и с обвинением Вандышева разобрались, — рассказывает полковник Марченко. – Он же из Орлово-Розова написал в Москву, объясняя, что в плену секретов на допросах немцам не выдавал, фамилии руководства называл вымышленные, протоколы не подписывал. Сверили — так и есть! И 25 января 1955 года его освободили! Но пережитое за 6 лет лагерей не отпускало его. Вандышев не вернулся домой, а, поколесив по стране, поселился в Забайкалье. И умер в 1996-м.

…За полтора года до смерти Родина вспомнила-таки про летчика Вандышева, и 6 мая 1994 года ему было присвоено звание Героя России. Через 50 лет после первых представлений на звание. Спустя полвека после плена.

Вручение Звезды прошло без помпы.

Мордовия, много лет гордясь «своим» Девятаевым, узнала про друга и автора идеи с побегом – Вандышева – в 1999-м, ахнув: почему ж забыт был столько лет и где ж его носило по свету? И только теперь и малая родина, которая снилась Герою всю жизнь, и вся страна, после того как в Кузбассе нашлись последние документы, получили ответ на горькое «почему?».

И тяжело вздохнули:

— Опоздали!

Лариса МАКСИМЕНКО.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс