Клоуны сертифицированные. Больничные
![]() |
|
Итак, первая волонтерская школа больничной клоунады, которая весной открылась в Кемерове, произвела свой первый выпуск!
Задача перед нами, курсантами, стояла непростая – всего за два месяца нужно было обучиться азам кукловодства, различным весёлым фокусам, играм, твистингу (моделирование шаров) и хоть какому–то актерскому мастерству. Само собой, преподаватели давали нам лишь основы, всё остальное – самостоятельное обучение.
На первое занятие пришли аж пятьдесят человек! Во время знакомства нужно было назвать своё имя, в нескольких предложениях рассказать о себе, любимом, и ответить на самый главный вопрос: «Почему ты хочешь заниматься больничной клоунадой?»
— Привет! Меня зовут Надя, 25 лет, преподаватель младших классов. Пришла сюда получить такие-то навыки, чтобы использовать это в работе.
— Привет! А я Катя. Просто пришла посмотреть…
Небольшая часть присутствующих честно или почти честно призналась, что хотят получить от этого мероприятия некую выгоду. А большинство, как будто стесняясь своих слов, сообщили, что хотят хоть чем-нибудь помочь больным детям. Несколько человек, признались, что на личном опыте знают, что значит лежать сутками в скучной больнице.
Аудитория собралась пестрая: учителя, программисты, психологи, студенты, офисные работники, школьники… И ни одного человека, деятельность которого была бы хоть как-то связана с театральным творчеством. Самым «молодым» начинающим клоуном у нас оказался Дима, этакий толстячок-добрячок 15 лет. Несмотря на младой возраст, он делал успехи и ни разу, в отличие от некоторых, не пропускал занятия.
«Начнем раскрепощаться!» — под таким девизом преподаватель по актерскому мастерству Эдуард Неб начал своё первое занятие. И в течение часа учил расслаблять наши скованные тела и мысли, придумывал какие — то упражнения-игры, чтобы все скромняшки и стесняшки были смелее и могли свободнее общаться с другими людьми. Итог: в следующую нашу встречу я уже помнила около 30 лиц и с точностью в 70 процентов могла угадать имя.
Лиана Потехина — преподавательница-волшебница! Она вела такой интересный предмет, как «Иллюзион». Вновь и вновь показывала, по её словам, самый простой фокус, который у нас никак не удавался.
После первого занятия я решилась показать своё умение дома. И меня чуть не задушил родной папа – «простой» фокус с шарфиком опять не удался! Вместо того чтобы легко развязаться, он, шарфик, начал ещё туже затягиваться. Оказалось, что материал, из которого изготовлен шарф, не годился для этого фокуса. С того момента с любыми шарфиками на шее было навсегда покончено.
Через две-три недели «отсеялись» около половины «курсантов». А ближе к экзамену и всего остались 15 человек. Но наш руководитель, создатель кемеровской школы больничных клоунов Виталий Выдриганов (или, как мы его называем между собой, «главврач дядя Виталя»), был рад и этому.
Целых три дня до последнего экзаменационного дня с нами «нянчилась» Ольга Ларионова, настоящий профессиональный больничный клоун, она специально прилетела из Москвы, чтобы преподать нам свой мастер-класс.
Так как к концу обучения остались лишь самые отважные и упертые, и мы изо всех сил старались не упасть в грязь лицом перед опытным больничным клоуном Ольгой, что она до последнего момента была убеждена в том, что многие из нас — профессиональные актёры. Её удивление нас порадовало.
И вот экзамен. Детская многопрофильная, хирургическое отделение. Напарница Юлька (клоунское имя Синеглазка) сидит напротив в костюме Цветка и сильно нервничает. Я быстро переодеваюсь в свой народный костюм, путаясь в рубашке. Суть экзамена: паре клоунов даются полчаса работы, по десять минут на одну палату, итого нужно посетить три палаты и развеселить тамошний народ. Главный экзаменатор Ольга, одетая «в гражданское», все это время стоит в коридоре и наблюдает за происходящим через стеклянную дверь. Перед входом в палату она кратко сообщает, кто там находится, примерный возраст болящих, говорит напутственные слова, и мы заходим.
Ужасный страх, трясучка или «Нет! нет! Я никуда не пойду!» были у каждого. Но заходишь в палату к детям, и… все. На тебя в ожидании сморят детские глаза, тут в голове что-то щёлкает и — ПОЕХАЛИ!!! За 30 минут мы с Синеглазкой обошли пять палат. Первая и последняя были самыми удачными – дети охотно шли на контакт. Вторая палата запомнилась маленьким мальчиком Ромой, он сначала испугался нас, слишком резко ввалившихся в его маленькую палату, и никак не хотел играть с нами в машинки. Но потом ему понравилось общение на языке «Ку-ку!», и он с восторгом бегал за нами по коридору, пока не упал и не расплакался. Ещё одно «Ку-ку!» — и Рома снова смеётся.
Когда мы отыграли (отработали) свои первые в жизни полчаса в роли больничного клоуна, мой цветочек Синеглазка (в реальном мире — Юлия Гляденцева) ещё долго жаловалась, что три палаты из пяти запомнили её как Косоглазку. Так у клоуна появилось новое смешное имя.
Этим же вечером нам торжественно вручили сертификаты об окончании школы больничной клоунады и именные керамические кружки! После награждения каждый мог говорить все что думал все что «накипело» за эти два месяца. И одна из новоиспечённых клоунов Наталья Бакшеева своим смешным голоском высказала то, о чем думали все мы на протяжении последних дней: «Знаете, я всегда хотела иметь друзей — дурачков. Я так рада, что нашла вас! Я думала, что я одна такая!..»
Мария БОНДАРЬ.