Актуальное

Жениться хорошо, да много и досады

4 июня 2013 | Газета «Кузбасс»
театр1
театр

«Шикарная свадьба». Комедия. Спектакль Кемеровского областного драматического театра им. Луначарского по пьесе Робина Хоудена.

Постановка Антона Безъязыкова (Петербург). Сценография Анастасии Гончаровой (Петербург). Хореография Инги Пузыревой. В спектакле заняты Дарья Мартышина, Олеся Шилова, Евгения Санина, Наталья Юдина, Денис Гильманов, Иван Крылов. Премьера состоялась 30 мая 2013 г. на большой сцене.

Английскому драматургу Робину Хоудену за шестьдесят. В 1970-е он получил известность как театральный актер, снимался в телесериалах и кино, был директором Королевского театра в городе Бат. Писал пьесы и инсценировки, в том числе глубокомысленные, но наибольший успех получили его изящные комедии положений. Одна из них – «Шикарная свадьба» – была написана двадцать лет назад, а в России приобрела внезапную популярность в последние три года. Примерно такая же эпидемия была десять лет назад с комедиями Рея Куни, одну из которых – «Люкс №13» — ставила и Кемеровская драма.

«Шикарная свадьба» — такая же безотказная машина интриги: ситуации меняются с калейдоскопической быстротой и механической правильностью, так что публике просто некогда перевести дух. Совпадает и место действия: гостиничный номер, в данном случае – для новобрачных, снятый для пущего шика. Подобные пьесы принято именовать французскими фарсами; но сам тип такого юмора – вполне английский. Достаточно вспомнить сцену из Ивлина Во: герой после бурной ночи просыпается неизвестно где, и первое, что он видит – как незнакомая женщина ест рыбу из консервной банки ложкой для обуви.

У Хоудена герой в день собственной свадьбы просыпается после бурного мальчишника в постели с незнакомкой. Вот-вот должна явиться невеста. Герой уговаривает своего приятеля и шафера помочь ему выпутаться из ситуации. Приятель уговаривает горничную сыграть номер с переодеванием. Незнакомка, оказавшаяся подружкой приятеля, которой он собирался сделать предложение, также дает себя уговорить. Тут на сцену является маменька невесты, но она и без уговоров обманываться рада, особенно приложившись к бутылочке… Помнится, в одной кельтской саге герой зовет героиню в постель; та отвечает: «Не было у нас уговора». – «Иди без уговора», — возражает он, и по его слову всё и выходит.

Что же касается нашей пьесы, то эта веревочка, конечно, не может виться бесконечно, но, едва окончившись, она тут же закручивается в другую сторону: женихи и невесты попросту меняются местами. Если нужна какая-то мораль, то ее уже сформулировали, причем, насколько упомню, в каком-то англоязычном романе: если бы А. не встретил Б., он был бы точно так же счастлив с В. Впрочем, и Лев Толстой утверждал, что все счастливые семьи счастливы одинаково…

В комедии Куни, помнится, было еще мертвое тело, с которым проделывались уморительные номера, в том числе танцевальные. В «Шикарной свадьбе» хореограф тот же – Инга Пузырева, но разгуляться ей особо негде; танцами обрамляются лишь концовки каждого действия. Зато в актерских работах важен именно внешний рисунок. Жениху Биллу (Денис Гильманов) приходится беспрестанно врать, и на лице его замечательно изображается мучительная работа мысли. Шафер Том (Иван Крылов), пытаясь заслонить друга, изображает то Дон-Кихота, то ветряную мельницу. Невеста Рэчел (Дарья Мартышина) в полном облачении напоминает рождественскую елку. Олеся Шилова и Евгения Санина и вовсе тяготеют к пантомиме, раскрывая характеры своих героинь при помощи пластических поз. Но всех затмевает Наталья Юдина (мать невесты): хохот зала она может вызвать буквально двумя движениями.

Поначалу, впрочем, действие развивается очень уж неторопливо, что вызывает некоторое недоумение: позвольте, им же жениться не терпится, а они ползают как мухи спросонок. Но так устроена пьеса: автор отлично знает не только законы сцены, но и желания актеров, и для каждого персонажа приготовляет пару сочных бенефисных эпизодов. Во втором действии темп убыстряется за счет героя, который на сцене так и не появится: это отец невесты, который дебоширит где-то в недрах отеля, а все прочие беспрестанно комментируют его действия. Этого беспутного папу все-таки стоило бы прописать в программке спектакля, очень уж выпуклую роль он играет.

«Шикарная свадьба» — обычная кассовая комедия; но кассовые комедии тоже бывают качественные и не очень. Нынешний спектакль вполне выдерживает сравнение с лучшими достижениями Кемеровской драмы по этой части: «Боинг-боингом» Камолетти в постановке Дмитрия Петруня и все тем же «Люксом №13» в постановке Евгения Зайда. С чем и смею поздравить создателей спектакля.

Юрий БОРИСОВ.

Фото Федора Баранова.

4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пердимонокль.
11 лет назад

Я согласен с Прохожим!!!! Это ни рецензия, ни статья, ни мнение, ни отзыв,это «я умничаю»,но так бездарно….

Местный
11 лет назад

Да пусть языком чешет, никого не обидел. Зато фотки очень хорошие, имею в виду, что стройность ног шикарно подчеркнуто.
Шикарные ножки, шикарный спектакль.

Ася
11 лет назад

Какие хорошие цветные фотографии!! Вы же можете на сайте больше снимков (чем в газете) размещать!

Прохожий
11 лет назад

Рецензия-бред.
Спектакль по пьесе Хоудена, но намешано чортечо: и Куни, и французский фарс, и кельткая сага, и «какой-то» английский роман, и даже Лев Толстой.
В итоге «Шикарная свадьба» — обычная кассовая комедия», с чем, однако автор поздравляет труппу.
Как говорится, чем такая похвала, лучше бы обругал.

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс