Актуальное

Зачем козе мобила?

31 мая 2013 | Полина Спиридонова
Волк                                                                         .

«Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток» — так начинается «хрестоматийная» русская народная сказка. А вот продолжается она как-то необычно: «Пришёл волк и запел красивую песню. Выскочили козлята из дома на полянку и видят – стоит на пеньке магнитофон, музыка играет, а волк только рот открывает».

Читаю дочке новую книжку, купленную на днях. В моем детстве, помнится,волк под фонограмму не пел, голос ему кузнец перековал… О том, что все-таки выбрать для чтения малышам: старые, проверенные временем образцы или «адаптированные» сказки, и поговорим сегодня.

Братьев Гримм – в мусорку
«Нам на день рождения подарили большую книгу сказок братьев Гримм, но мы ни одной не прочитали, — рассказывает кемеровчанка, мама троих мальчишек Наталья Данилкина. — Без сожаления выкинула эту книгу в мусорку. У них что ни сказка, то кому-нибудь нож в сердце всадить надо, язык с печенкой вырвать или в котле сварить и съесть. Не собираюсь травмировать психику своих детей бреднями кровожадных садистов!»
В опалу Натальи попали и другие книжки. Корнея Чуковского, например, пришлось серьезно отредактировать. Стихи, где комар на всем скаку пауку голову срубает, а крокодил проглотил городового, она просто вычеркнула. Шарля Перро отложила в долгий ящик. Остался только Самуил Маршак, Владимир Сутеев и еще пара-тройка писателей.
«Я и бабушке нашей, когда приезжает нянчиться, строго-настрого наказала читать только то, что не перечеркнуто, — продолжает Наталья. — И меня это нисколько не смущает, потому что уверена: малышу нужно рассказывать только о добре, а зла в нашей жизни и так предостаточно».
Добрым молодцам урок
«Сказка испокон веков являлась важной частью древней традиции воспитания, — рассказывает педагог-психолог кемеровского центра развития детей и взрослых «Умка» Кристина Джус. — Сказка – «банк жизненных ситуаций», она готовит ребенка к восприятию мира людей и природы. В ней в иносказательной форме представлены сюжеты, сценарии, жизненные стратегии людей, регламентированы правила и модели поведения».
По словам психолога, цель сказочных «поучительных историй», вобравших в себя многовековую народную мудрость, — предупредить ребенка об опасности: не гулять одному, не разговаривать с незнакомцами и т.д. Вместе с тем сказками передается представление о мире вполне конкретных людей, авторов этих сказок, передается менталитет народа в конкретный период времени. Произведения Чуковского, к примеру, отражают эпоху коллективизма, подавления индивидуальности, порождающую психологию послушания, слепого следования авторитетам (вспомним таракана, которого боялись все звери). В основе сказок братьев Гримм, Шарля Перро лежат народные сказки средневековой Европы, разъедаемой междоусобицами, войнами, легализующими жестокость, насилие и соответствующие стиль мышления и модель поведения.
«Ребенку полезно знать правду о мире. А правда не только белая, но и черная тоже, — считает ведущий психолог учебно-научного центра Новосибирского госуниверситета Римма Ефимкина. — Попытка представить ребенку мир только в одностороннем аспекте ведет к разрушению целостности восприятия и, как следствие, к недоразвитию эмоциональной сферы. Да, в сказках Кощей Бессмертный жестокий, а Баба Яга злая, и ребенок испытывает страх за героя, но одновременно он учится сочувствовать, сопереживать, наконец, побеждать и радоваться своей силе. Сказка дает возможность пережить всю палитру чувств!»

Не «мутант», а вариант!
Мария Моторкина, мама трехлетнего Алешки, книжки не выбрасывает, но «страшные» моменты в сказках тоже пропускает. Однако особенно возмущает молодую женщину другое: «Большое разочарование испытала, когда взяла в руки новую книгу с народными сказками. Посадила ребёнка, заинтересовала картинками и начала ему читать. Прочитала строку, а на второй запнулась, запнулась и на третьей… Первое впечатление – обманули! В складные, органичные народные сказки кто-то, нахальный и безграмотный, внёс свои поправки «под современность». К примеру, «Три поросёнка»: подкрался волк к жилищу поросят, а поросята в это время разгадывали кроссворд и размышляли, что же означает «серое хищное животное» из четырёх букв. И тут появился волк и выдал себя за Жучку – чемпионку по разгадыванию кроссвордов…
А что уж говорить про стиль этих «сказочных» пересказов! Современная разговорная лексика ловко сплетает все несуразицы. И сквозь эти сюжетные заплатки, шитые грубыми нитками, уже едва угадывается знакомый сюжет».
«Главная особенность фольклорного произведения, в нашем случае — народной сказки, заключается в том, что авторские права на него отсутствуют, – поясняет Елена Мироненко, преподаватель кафедры фольклора и русского языка КемГУКИ. — Это значит, что любой рассказчик, начиная от маститого писателя и заканчивая бабушкой Феней, имеет одинаковые права рассказывать так, как он это видит.
Фольклор не отвергает импровизацию, иначе бы традиция омертвела и перестала удовлетворять потребностям коллектива. Другое дело, что импровизация, по причине устного характера бытования (ведь сказки начали записывать не так давно), должна была соответствовать массовым ожиданиям, вкусу, иначе она не запомнилась бы и не сохранилась».
Вот и сегодня издатели, вручая козе – мобильник, а колобку – навигатор, пытаются соответствовать массовым ожиданиям. Потому что наши дети, «с младых ногтей» знающие, как обращаться с компьютером и сотовым телефоном, не могут понять, зачем Ивану-царевичу ехать за тридевять земель к Бабе Яге за советом, если всю нужную информацию можно найти в интернете!
«Стоит ли опасаться такой литературы? На этот вопрос отвечу примером из сказки, — говорит психолог Римма Ефимкина. — Когда герой стоял на распутье перед выбором: быть богатым, женатым или убитым, он выбирал третий путь – тот, в котором больше всего возможностей для развития его души. Для меня это означает, что современных «книжек-мутантов» не следует бояться, нужно разбираться в них, понимать, что с ними не так, выбирать лучшее. Потому что из-за страха можно выплеснуть с водой и ребенка. Что же касается классики – она бессмертна и предпочтительна всегда».
Сам себе режиссер
«Если вы хотите лучше понять своего ребенка, — советует Кристина Джус, — то можете спросить у него, как бы по-другому он хотел сочинить эту сказку или ее продолжить. Так вы сможете узнать его актуальные переживания в символической форме. Например, четырёхлетний мальчик рассказывал «Колобка» вполне традиционно до момента встречи с лисой. Потом он, как большинство детей этого возраста, изобрел хэппи-энд и спас колобка от лисы. Но в ответ на вопрос, вернется ли колобок домой, к бабушке и дедушке, испуганно помотал головой: «Они его съедят». Мальчик был из семьи, в которой молодые жили с родителями, а бабушка и дедушка поедом ели внука за слишком шумное поведение. Вот и выходит: правда – съедят!»
Конечно, и в будущем стоит ожидать появления новых версий народных сказок. Но как бы ни изощрялись издатели, несмотря ни на что, Иван-царевич все так же будет, пусть даже не на коне, а на истребителе, не с клубком, а с модным гаджетом, отправляться на борьбу со страшным змеем. Потому что зло непременно должно быть наказано, а добро — восторжествовать!
Полина СПИРИДОНОВА.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс