Евроремонта не будет
Ремонт дворов сегодня волнует большинство кемеровчан, потому что большинство как раз и живет в многоэтажках, которые стоят примерно в 700 ухабистых и неухоженных дворах. В то время как относительно удовлетворенное меньшинство живет в 515 кемеровских дворах, где за последние десять лет был проведен капитальный ремонт или реконструкция.
С начала лета в Кемерове откроется очередной сезон ремонта дворовых территорий, а значит, и новый сезон надежд. И если с летним теплом кемеровчанам не везет, то с дворами им нынче, как мне кажется, повезет обязательно. Потому что отремонтируют дворовых территорий значительно больше, чем планировалось. И тому есть весомая причина – мало денег. Более того, до сих пор подрядчикам не заплатили за прошлогодние ремонты. За вчерашние радости кемеровчан город и область должны уплатить еще 120 миллионов рублей. И убедить строителей, что на новых объектах деньги будут непременно. Парадокс? Нет. Просто иной подход к делу.
Сохраняя стратегию развития Кемерова («Город удобный для жизни»), администрация под руководством Валерия Ермакова скорректировала ежегодную программу ремонта дворовых территорий. В этом году они будут не столь масштабными и шикарными, как уже стали привыкать кемеровчане, любуясь чудесным преображением дворов-замарашек.
Действительно, делалось очень красиво. Но очень дорого. И, наверное, не совсем справедливо, потому что жителям других дворов придется ждать преобразований долгие годы. Некоторые так и проходят-проездят до конца дней своих по родному двору с колдобинами, лужами, ямами, провалившимися бордюрами и изуродованными газонами. В общем, отцы города практику знают, просьбы жителей читают и слышат, так что информацию к размышлению имели полную, в том числе и неутешительные прогнозы по наполнению бюджетов всех уровней.
Добротный минимум
В итоге на новый сезон предложена новая концепция: ремонт должен быть предельно функциональным. Определен потребительский минимум. Во-первых – создание парковочных мест, которые добротно отсыпаются щебнем с обязательным ограждением бордюрным камнем. Во-вторых, ремонт проезжей части, однослойное покрытие дворовых дорог. В-третьих, обязательное водоотведение, чтобы нигде во дворе луж не было, поскольку для асфальта это стопроцентная гарантия гибели. В-четвертых, ремонт проводится в существующих границах территории, то есть без расширения проезжей части.
В предыдущие годы проводилась реконструкция дворов: расширялись дороги в полтора раза, создавались новые тротуары, закатывались асфальтом парковки. Нынче все попроще, но добротно. Есть вопросы, претензии, возражения? Наверняка, есть, они лежат на поверхности, но сегодня надо ремонтировать, чтобы в ноябре иметь, что сравнивать.
Пока планы таковы. Например, по ул. Васильева, 11, реконструкция одного двора в шикарном исполнении была запроектирована на 3,4 миллиона рублей. В рамках стратегии-2013 администрация города планирует на эти же деньги провести удовлетворительный ремонт и на Васильева, 11, и на территории еще пяти (!) прилегающих соседних дворов.
В администрации рассчитывают, что новый подход позволит привести в порядок в 3-4 раза больше дворов, чем при, скажем так, «евроремонте».
Будь настойчив
И все равно повезло не всем. Как же стать везунчиками? Каждый раз, как приезжаю в гости в город, начинаю себя ругать за лень и безынициативность. Въезд во двор по Ленинградскому, 31, только для смышленых танкистов, другие здесь ломают подвеску. После дождя приходится форсировать лужу, так что пар идет от соприкосновения ее с горячим двигателем. Ругаю себя за то, что давно не написал мэру, губернатору (копию – президенту): спасите людей ремонтом!
Лучше писать не реже двух раз в год, собирать подписи. Давно надо было найти, кто тут депутат, и не давать ему покоя. Ничего не сделал и въезжаю в привычный ужас убитой дороги, самопальных парковок. Сам виноват.
— Действительно, письма и другие обращения жителей играют свою роль при включении территории в план ремонта, — отчасти соглашается заместитель главы города Владимир Вильчиков. – Люди пишут во все инстанции, почти в ООН. Понять их можно: действительно требуется ремонт. Весь вопрос в том, кто больше нуждается сегодня? Поэтому создается комиссия, утверждены критерии для внесения двора в ежегодный план ремонта.
Надеюсь, настырным читателям статья пойдет на пользу. Вот эти критерии: год постройки дома не позже 1992, разрушение дорожного покрытия не менее 50 процентов, отсутствие тротуаров или их разрушение более 50 процентов, нарушение водоотвода, отсутствие парковки, через двор пролегает проезд к социальным объектам.
Члены комиссии осматривают двор, ставят баллы, суммируют и принимают решение. Для наивных скажу, что раньше в комиссии было три депутата, а нынче семеро! То ли депутаты сообразили, что кратчайший путь к сердцу избирателя лежит через двор, то ли избиратели их туда загнали своими обращениями, поминая депутатов всуе в каждом письме, вплоть до ООН…
В общем, когда желающих много, а денег мало, как бы ни старались отцы города сделать больше, повезет в первую очередь тем, кто сам проявляет инициативу. Дерзайте: чтобы попасть в программу следующего года, надо начинать сегодня…
Плечом к плечу
— Есть еще один вариант ремонта двора – выделение субсидий, если часть затрат покрывают сами жители, — говорит Владимир Вильчиков. – При этом они должны собрать не менее 15 процентов необходимых средств. Аналогичный опыт при капитальном ремонте домов уже есть, схема людям знакома, с управляющими компаниями мы общаемся, просим их поработать в этом направлении. Возможны такие варианты, что жители берут на себя создание парковки, например, а город проводит ямочный ремонт…
Замечу от себя, что этот вариант тоже подсказан практикой, инициативные жители, которые в основное время работают руководителями предприятий, уже выходили с такими предложениями в администрацию города. И находили согласие и взаимодействие. Если на 80-квартиный дом по проекту сделано шесть парковочных мест, то стоит ли безнадежно годами ждать, когда придет городская администрация и будет автомобилистам счастье? Проще, хотя потребует затрат и хлопот, решить проблему сегодня. Напомню, что дома младше 20 лет в принципе не рассматриваются по вопросам ремонта двора. А проектировали их в расчете 100 машин на 1000 кемеровчан. Сегодня же этот показатель уже превышает 350…
Очевидно, что конфликт людей и машин в Кемерове только набирает обороты. Кстати, новая концепция ремонта дворов защищает интересы человека. Если стародавнюю дворовую дорогу шириной 3,5 метра не расширять, то и парковок во дворе не будет, значит, не будет загазованности от прогревающихся всю зиму двигателей и орущих ночью сигнализаций.
Жителям стоит обратить внимание, что новые дворы спроектированы с шириной проезда 4,5-5,5 метра, и все эти дворы под завязку, до последнего метра забиты автомобилями. Детей не видно, когда они перебегают через проезжую часть на детскую площадку. А в результате с ритма сбивается весь город – городские мусоровозы в большинстве дворов не могут приступить к вывозу мусорных контейнеров, пока граждане не разъедутся по своим работам.
Парковок для всех желающих в кемеровских дворах никогда не будет при любой концепции, поскольку нетронутыми останутся детские площадки и насаждения, а есть еще спрятавшиеся под землей инженерные сети…
Ну, это уже философская проблема переселения людей и машин за город, а сегодня администрация Кемерова решает задачу утилитарную: победить ямы и кочки, изгнать грязь и воду из всех дворов города.
И это лето покажет, можно ли благоустроить городские дворы при жизни одного поколения, а не в прекрасном недостижимом будущем? В принципе, кемеровчане могут оценить по итогам сезона, как жить дальше: делать немногим и красиво, или многим, но просто добротно.
Дмитрий САГАРА.
Фото Федора Баранова.