Проценты, пропорциональные вложениям
![]() |
. |
ЕГЭ по математике у выпускников школ пройдет 3 июня. Особенно волнуются сейчас те одиннадцатиклассники, кто не справился с пробным тестированием по этой дисциплине, прошедшим в марте.
24 апреля на губернаторском приеме А. Г. Тулеев привел удручающие данные. Из 11 тысяч школьников, принявших участие в пробном тестировании, 5316 учеников не справились с заданиями, то есть получили двойки. Учителя математики и физики, которые работают в выпускных классах, тоже писали пробный ЕГЭ. Правда, не все из них, а лишь те, кто пожелал. Участвовали более 500 педагогов. В итоге по математике высокий уровень знаний – от 81 до 100 баллов — показали всего 2%, остальные — средний и низкий уровень. Надо сказать, что в следующем учебном году пробное тестирование пройдут все учителя физики и математики.
«Вот уже несколько лет подряд выпускники кузбасских школ плохо сдают математику, –посетовал губернатор. — Так, в прошлом году двойки на ЕГЭ по этому предмету получили более 2% учащихся (всего ЕГЭ в прошлом году в Кузбассе сдавали более 14 тыс. человек и более 200 из них математику не сдали. Они не получили аттестаты об окончании средней школы. – Авт.).
Получается, что ни ученики, ни учителя не знают математику? Если так, то почему? Этот вопрос мы задали преподавателям Кемеровского госуниверситета и школ области.
Плохо учат
— Только не надо винить школьных учителей! Они делают все, что могут, – сразу заметил заведующий кафедрой математического анализа КемГУ профессор Николай Константинович Смоленцев. — Обучение — процесс взаимный, он требует напряженной работы и учеников, а они, к сожалению, сейчас не желают «напрягаться» в учебе. Плохие результаты – это прямое следствие либеральных реформ в системе образования и в обществе. На мой взгляд, удивительно, что они проявились только сейчас, а не 10-15 лет назад. Школа долго сопротивлялась…
А профессор той же кафедры Виктор Васильевич Чуешев добавил:
— Из 19 тысяч школьных учителей сократили 7 тысяч. Кто их когда восстановит? Да и нам на днях сообщили, что в ближайшее время на математическом факультете будут сокращены восемь сотрудников, а в следующем учебном году – еще 12. Работать и так уже почти некому. Не знаю, что будет, когда и мы уйдем…
Я всегда говорю своим студентам: вы должны в ножки преподавателям поклониться за то, что вас вообще учат в тяжелейших условиях, за мизерную зарплату. Если вы вложите ноль рублей в банк — ждите с этого ноля соответствующие проценты. То же самое с качеством преподавания.
Сейчас сложилась странная ситуация. Считается, что мы можем догнать передовые страны, сокращая вложения в образование, науку. Страдают и вузы, и школы. Преподаватели нередко годами не проходят курсы повышения квалификации.
В результате школьные учителя имеют смутное представление о математике как науке. Превращаются в урокодателей, просто натаскивают на ЕГЭ. И винить их в этом нельзя. Они работают на износ, по две ставки ведут, по 36 часов в неделю, а то и больше…
К слову сказать, оба эти профессора – и Смоленцев, и Чуешев являются экспертами ЕГЭ. Они задействованы в проверке работ одиннадцатиклассников.
Чем нехорош ЕГЭ?
— Не могу сказать, что ЕГЭ – это плохо во всех отношениях, — заметил Николай Константинович Смоленцев. – Минусы очевидны, но есть и плюсы. Такой пример. Многие говорят, что экзамен сводится к тестированию. Это не совсем так. Последняя часть, часть С – это обычные задачи письменного экзамена, кроме двух последних, которые усложнены до олимпиадного уровня. Но ребята плохо решают и те, что полегче. Не стало устного экзамена в школе – и из-за этого они уже не могут рассуждать и доказывать. А чтобы решить задачу части С, именно это и нужно. Из-за ЕГЭ многие ребята мыслят исключительно шаблонно. Стоит немного изменить условия, и они не справляются с задачей. С пробными ЕГЭ в этом году был полный провал. Гораздо хуже, чем в прошлом, написали. Причем, на мой взгляд, задания были легче, чем в прошлом году.
Тенденцию ухудшения мы наблюдаем и в наборе студентов. Еще три года назад они были значительно лучше.
Напомню, речь идет о студентах математического факультета, многим из которых предстоит стать в недалеком будущем школьными учителями.
Тройки мешают
Учитель математики одной из кемеровских школ.
— У меня два одиннадцатых класса, — рассказывает. — Семеро завалили пробный по математике. Причины? Первое: были недочеты в самих контрольно-измерительных материалах (КИМ). В заданиях для 11-го класса один пример был с ошибкой. Составители не туда двоечку написали. Так, как он был сформулирован, его решили правильно. И все получили ноль баллов. И у нас в городе, и в области.
Но это не главное. Один балл погоды не делает. Хуже то, что некоторые задачки в КИМах стали неожиданностью для одиннадцатиклассников. Одну из задач только четыре процента школьников по области решили. Главная причина в том, что знаний у учащихся недостаточно.
Я, учитель с большим стажем, не успеваю за прогрессом. Добавили вот теорию вероятности. По программе мы ее еще не прошли. Да и я ее в вузе не изучала, сейчас самостоятельно изучаю. А нам ее дали на экзамен.
И еще один фактор: так повелось, что мы не пользуемся пятибалльной системой оценки. Выставляем только 3, 4, 5. Переводим из класса в класс всех. И получаются ножницы: в течение обучения двоек нет, а в ГИА и ЕГЭ есть. Установка в школах такая: если ученик двоечник – винят самого учителя. Это несправедливо.
Интегралы есть не будешь
Виталий Борисович Ким, заместитель декана математического факультета КемГУ, рассказал о некоторых перекосах в математическом образовании.
Например, стала плохо преподаваться геометрия. Исчезла наглядность. Не стали у доски доказывать теоремы. А теоремы учат думать. Учеников тренируют: уравнения такого типа решаются так, такого – так. А стоит изменить формулировку – школьники ломают голову.
И кадров преподавательских хороших мало. Учителя старой закалки выработали свой ресурс. А выпускники вуза последних лет в школе не работают.
Кстати, один из самых успешных первокурсников математического факультета, выпускник кемеровского лицея № 62 Павел Онищенко, посетовал, что учителя преклонного возраста уходят на пенсию. На взгляд юноши, они давали более сильную подготовку, чем молодежь.
Ну и вся атмосфера, по мнению Виталия Борисовича, настраивает человека: зачем тебе наука, надо идти поближе к деньгам, кормушке. Интегралы же есть не будешь.
К слову, один из преподавателей рассказал такой анекдот в тему: «Нынешняя зарплата педагогов – изощренная месть бывших двоечников, которые сейчас эту зарплату начисляют». На мой смех собеседник ответил: «А вот в этом месте надо не смеяться, а плакать».
Татьяна ФОМИНА.
Советы экспертов
(на основе рекомендаций руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Ивана Ященко, опубликованных в «Российской газете», и кузбасских специалистов:
- Нужно внимательно изучить и прочитать условия задачи перед тем, как решать. Пробный экзамен показал: из-за невнимательности ребята теряли баллы на простых задачах, решив правильно более сложные.
- На экзамене необходимо правильно распределить время. Среднему школьнику 235 минут, данных на ЕГЭ по математике, более чем достаточно. Замечено: квадратное уравнение сильный ученик решает за 2 минуты, слабый — за 10. Если вы бьетесь над ним 15-20 минут, бросайте, не тратьте время.
- Самые сложные задания в части С. Это задачи С4, С5, С6. Обычно за задачу С6 берутся немногие. Но сейчас она разбита на 4 пункта, которые оцениваются отдельно. И первый пункт под силу многим ученикам, которые любят решать занимательные задачки. Если вы выбираете, за какую задачу взяться — С4, С5 или С6, беритесь за С6. Тому, кто без ошибок дошел до части С4 и правильно ее выполнил, гарантировано 85-90 баллов. Задачи С5 и С6 — для тех, кто хочет получить от 90 до 100 баллов. Для того, чтобы не получить двойку, надо правильно сделать как минимум пять заданий. Но слабым ученикам нацеливаться стоит как минимум на 8-9 заданий. На всякий случай.
- В последние дни перед экзаменом не надо учить ничего нового — это бесполезно, лучше заняться повторением.
- Получив контрольно-измерительные материалы, внимательно их изучите. Если обнаружите, что какие-то места плохо пропечатаны, немедленно сообщите об этом организаторам ЕГЭ. В этом случае они обязаны заменить весь пакет КИМов. Но сообщить об этом нужно в самом начале экзамена, не позже.
- Если вы абсолютно уверены, что правильно решили задачу, а после опубликования результатов обнаружили, что решение оценено как неправильное, подавайте апелляцию. Но учтите, что в Кемеровской области после пробного экзамена несколько человек обратились в комиссию, будучи уверенными в своей правоте, однако эксперты доказали, что ребята сами допустили ошибки.