Актуальное

Сладкий талисман от дочери

22 мая 2013 | Газета «Кузбасс»
учитель
учитель1

«Кузбасс» уже писал о том, что победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2013» стал преподаватель математики из Промышленновской средней общеобразовательной школы №56 Александр Перфильев. Лучший педагог награжден золотым памятным знаком и автомобилем Chevrolet Lacetti. А учреждение, где он работает, получило 500 тысяч рублей на приобретение интерактивного класса. Осенью Александр будет представлять Кузбасс на Всероссийском конкурсе «Учитель года» в Москве.

Мы съездили в Промышленную, побывали на уроке математики в 7«А» классе и поговорили с лучшим кузбасским учителем.

— Прежде всего, Александр Николаевич, поздравляю вас с победой! Я знаю, что вы из большой учительской династии, общий стаж которой насчитывает 950 лет…

— Да, это так. В нашей династии уже 35 педагогов, четыре поколения. Прадед мой Антон Иванович приехал сюда из Латвии в 1927 году. У него было трое детей, двое из которых стали учителями. Их дети тоже посвятили себя школе. А мои родители оба педагоги: мама – учитель математики (сейчас она руководит профсоюзной педагогической организацией района), отец до сих пор работает в школе учителем физкультуры. Кроме того, моя сестра – преподаватель английского языка, жена – учитель математики (вместе работаем в 56-й школе).

— У вас не было сомнений в выборе профессии?

— Когда я заканчивал школу, проводился эксперимент по предварительной пробной сдаче вступительных экзаменов в Кемеровский сельскохозяйственный институт. И я успешно сдал экзамены на экономический факультет. Но все же математика в чистом виде перевесила, и я поступил на математический факультет Кемеровского госуниверситета, после окончания которого вернулся учителем в родной поселок. Не могу сказать, что кто-то из родных подталкивал меня к выбору именно этой профессии. Но, безусловно, влияние педагогической семьи сказалось. Благодаря родителям я с детских лет был изнутри знаком с учительской средой, и мне всегда это нравилось.

— У вас трое детей. А они с какой профессией хотят связать жизнь?

— Старший сын Антон в этом году заканчивает 11-й класс и планирует поступать на юридический факультет. К профессии учителя он не очень тяготеет: с малых лет ему было интересно все, что связано с расследованиями, детективами… Средний сын Егор еще в 7-м классе, он пока не определился, ему то одно нравится, то другое. Дочь Маша учится во 2-м классе и говорит, что будет учителем. По какому предмету, пока не знает. Но, однозначно, математика у нее хорошо получается.

— Вы уже 15 лет работаете в школе. Как считаете, для хорошего знания математики должны быть природные способности или все зависит от преподавателя?

— Конечно, на генном уровне должны быть какие-то способности. Недаром по природным задаткам людей разделяют на гуманитариев и математиков. Математике можно научить, но если нет способностей, это сделать труднее.

Безусловно, важным этапом является начальная школа, где закладываются основы в том числе и математических знаний. И если они как-то были недостаточны, потом в средней школе гораздо тяжелее научить ребенка. У меня сейчас тоже есть разные по уровню подготовленности 5-е классы. Но здесь еще что важно – они учились по разным программам начальной школы. И могу сказать, что дети, которые обучались по развивающим программам, таким, например, как «Школа 2100», гораздо подготовленнее, чем те, кто занимался по традиционной программе. Но в любом случае развивать способности ребенка можно и нужно.

Губернатор области на приеме озвучил информацию о том, что в Кузбассе в последние годы наблюдаются низкие показатели результатов ЕГЭ по математике. Да и сами учителя математики не всегда справляются с экзаменом. Что вы скажете по этому поводу? И как вы в целом относитесь к форме ЕГЭ?

— ЕГЭ по математике пока не приходилось с ребятами писать, так как у меня еще не было выпускников. А проблему в чем вижу: единый государственный экзамен по математике в части «С» рассчитан не просто на хорошо подготовленных детей, а именно на одаренных. 100 баллов набрать по математике – это надо действительно иметь природный математический склад ума. И далеко не каждый учитель сможет решить ЕГЭ на 100 баллов. Потому что задания части «С» требуют умения владеть специальными приемами, они очень громоздкие в решении. Я вообще считаю, что в 10-11 классах должны работать определенные преподаватели, причем по всем предметам, которые будут натаскивать ребят с учетом предстоящей сдачи экзаменов. Педагог, который ежегодно будет сталкиваться со сдачей ЕГЭ, лучше подготовит выпускников.

Теперь относительно самой формы ЕГЭ. Средняя школа в ближайшие годы перейдет на обучение по федеральным государственным стандартам, в которых во главу угла ставится развитие личности школьника, его творческих способностей. А ЕГЭ все-таки подразумевает конкретные знания по предмету. И тогда у ребят, которые сейчас в началке, или на следующий год пойдут в школу, в 9-м, 11-м классах могут возникнуть проблемы с результатами сдачи экзаменов. Думаю, в этой экзаменационной системе придется что-то менять.

— Расскажите о конкурсе «Учитель года». Какие впечатления он оставил, какой новый опыт вы получили?

— Главное, пожалуй, что я получил опыт публичного выступления. А из всех конкурсных заданий определяющим, на мой взгляд, было проведение учебного занятия. Я работал с пятиклассниками по теме «Задачи на проценты». За основу методики проведения урока взял технологию проблемно-диалогического обучения. Она направлена на то, чтобы поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя посильных для него проблем через диалог. Плюс к этому материал дается в игровой ситуации. Например, мы покупали сотовый телефон, высчитывали, за какую цену можем его приобрести с учетом процентных скидок. Когда человек открыл для себя эти знания сам, он их понял, лучше запомнил. В итоге мы вместе с ребятами вывели правило, как находить процент от числа, и в качестве закрепления нового материала спели его под гитару. Стихи помогла сочинить моя замечательная коллега, заслуженный учитель РФ Валентина Юрьевна Кучарина, у которой настоящий поэтический талант. Хочу сказать спасибо ребятам из кемеровского лицея №62, с которыми я проводил урок. Благодаря им занятие получилось на «отлично»! Ребята перед чужим учителем не замкнулись, не испугались, активно и увлеченно работали. И на жюри урок произвел впечатление, это сразу стало понятно. Так что к концу конкурса у меня появилось больше уверенности в себе, раскрепощенности, что ли.

— Как семья отнеслась к вашему участию в конкурсе?

— Семье, конечно, досталось. Жена все конкурсные дни была со мной. Утром мы уезжали в Кемерово, вечером возвращались, поужинаем — и в школу, готовиться к следующему испытанию. Дочка у бабушки жила, мальчишки всю неделю самостоятельно хозяйство вели. Но все поддерживали меня! Еще перед районным конкурсом дочка подарила мне шоколадную медаль и сказала: «Пусть будет твоим талисманом, папа!»

На всех испытаниях — и в районном, и в областном конкурсе – эта медаль всегда была у меня в кармане. Хотел ее съесть, но когда 24 апреля объявили, что мне нужно представлять весь Кузбасс во Всероссийском этапе конкурса «Учитель года-2013», решил сохранить талисман. Возьму его с собой в Москву.

Светлана МАМОНОВА.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс