День алхимика
В это воскресенье очередной профессиональный праздник – День химика. Шуток об этой профессии да и о самом празднике достаточно: все мы любили похимичить в детстве, а уж вариаций на тему алхимии и изобретения водки не сосчитать. Раньше в Кузбассе отмечала этот день чуть ли не половина кемеровчан.
Новокузнецк тоже поднимал бокал. Горожане помнят плакаты «Новокузнецк – город химиков»: на химпроизводствах меткомбинатов проходили принудительные работы осужденные за незначительные преступления. Сегодня с химпредприятиями в регионе связаны всего 12 тысяч человек. Многих заводов уже нет, потому возрастает значимость того, что происходит на оставшихся производствах. А накануне праздника вышло вот что.
Применительно к кемеровскому «Азоту» уже давно употребляют словосочетание «флагман кузбасской химии». Против этого возразить нечего. Только уровень этого лидерства нынче уже не тот. С «Азотом», собственно, все нормально. Разве что предприятие разделено на два производства – минеральных удобрений и капролактама. А вот с другими, прежде всего, с теми, что были на правом берегу Томи в Кемерове, уже… ничего. Их просто нет. Новые предприятия появились – небольшие, как теперь говорят, нишевые (выпускают клей особой прочности, полимерную пленку или стиральный порошок). Место свое на рынке они нашли, но вот заменой большой химии не стали. Впрочем, и цели такой не имели.
Другое дело — «Азот». У него задача одна – оставаться одним из ведущих предприятий отрасли в России.
«Азоту» везло в постсоветское время. Упавшее в убытки и долги в 1990-е предприятие подхватили структуры Газпрома и за несколько лет вывели его на высокие нагрузки, на передовые позиции в своей сфере. Правда, собственник подчеркивал, что для его сложившейся в последние годы технологической цепочки «Азот» – непрофильный бизнес. Кемеровский «Ортон», некогда связанный по поставкам сырья с «Азотом» (у обоих предприятий был один владелец), перестроили. Предприятию полностью сменили профиль. С «Азотом» такое сделать было невозможно. Потому, и вот снова везение, – у предприятия сменился собственник. Вместо федеральной компании «СИБУР-Минудобрения» пришла наша, кузбасская, – Сибирский деловой союз (СДС). По всем оценкам, «Азоту» это не пошло во вред. По данным «Кузбасса», за весь прошлый год управления инвестиции выросли в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом, предприятие стабильно работает на высоких нагрузках, перевыполняя план.
Правда, недавно вся эта картина была подпорчена неким обращением рабочих к губернатору, в котором говорилось о взрывоопасной в прямом смысле ситуации на предприятии. Не вывезенная со склада аммиачная селитра, неправильные действия менеджеров – об этом говорилось в письме, на которое последовала официальная реакция. На заводе прошло заседание областной антитеррористической комиссии. Члены комиссии не нашли подтверждения сведениям, содержащимся в письме. Каких-либо серьезных претензий специалисты не предъявили. Все выяснилось, но, как говорится, осадок остался.
Живем мы по состоянию нашего производства даже не в постиндустриальную, а в индустриальную эпоху. Однако сегодня все можно сделать всем или, наоборот, ничем без всякого производственного или иного потенциала.
Вот возьмем упомянутое письмо. Химпроизводство — дело опасное. Люди тут, как может заметить любой нехимик, какие-то другие. Чувство опасности у них иное. Они вам точно скажут, что может произойти в случае ЧП. И они точно знают, что просто так селитра, как дрова или уголь, на складе не «валяется». Потому, конечно, странно, что в письме были фразы на уровне «валяется». Но все ерунда, главное в нашей жизни пиар – преподнесение себя (или чего-то) в нужном виде. Результат у этого письма есть. Да еще какой! Не думаю, что авторы рассчитывали на такое. У «Азота» с прошлой недели новый гендиректор. Точнее, новый-старый – Виктор Смоляго, который был первым заместителем главы Кемерова. Предприятие он может считать своим. Здесь с 1998 года он был коммерческим директором, потом генеральным. Ушел в 2006 году. Судя по обсуждениям назначения Смоляго на интернет-форумах, возвращение его на завод воспринимается в коллективе только положительно. Времена его директорства работники вспоминают теплым словом. Понятно, что теперь про то самое письмо забудут надолго. Как и про прежнего директора и недовольство. Вот такое назначение-превращение. Спасает здесь, правда, то, что новым директором стал именно Смоляго. «Азот», действительно флагман. Случайные люди у руля тут по-прежнему не появляются.
На днях произошла алхимическая история другого толка в Новокузнецке. Известный в городе пиарщик, председатель совета дома возле вокзала вызвал чиновника горадминистрации на дуэль. Предложил сражаться на шпагах, защищая не свою честь, а интересы торгового люда. Чиновник, человек военный, ему ответил, что готов, нет проблем. Только ему привычен пистолет Макарова. Мало кто верит, что дуэль будет. Разве что в Интернете или на телеэкране. И это было бы неплохой концовкой сюжета, за которым обычная работа чиновника по наведению порядка в городе. Торговля на придомовой территории запрещена по постановлению санитарного врача России, да и вообще надо прекращать несанкционированную, небезопасную для покупателя торговлю с лотка, а то и прямо с асфальта. Такова позиция городских властей. Придомовая территория – сфера ответственности жильцов-собственников, говорит председатель. Правы и те, и другие. Однако же слышнее сегодня голоса председателя и торговцев. Потому что теперь все говорят про дуэль. За этим даже не видно проблемы, которая на деле должна волновать абсолютно всех: что конкретно мы можем разрешить строить или временно размещать во дворе многоэтажного дома. Уверена, что ответит на этот вопрос в лучшем случае один из десяти читателей.
День алхимика-пиарщика на дворе…
Татьяна ДУМЕНКО.