Актуальное

Рука судьбы

21 мая 2013 | Лариса Максименко
микрохирург_Афанасьев

Кузбасский микрохирург Леонид Афанасьев провел уникальную операцию, и конечность пациента, оторванная у самого плеча, прижилась

Беда с 19-летним Ильей Ильиных стряслась вскоре после свадьбы. На работе ему оторвало левую руку.

— Дожидаясь, пока «скорая» в ночи найдет цех и меня, миллиард вариантов «перелистал» в отчаянии. Думал: «Черт, как же жаль, я не в компьютерной игре, это – не виртуальный мир, а родной». Даже когда меня в операционную повезли, все равно до конца не верилось, что чудо возможно. Но… вот оно! — радостно баюкая левую руку на привязи, меряет шагами белый больничный бокс Илья.

Сейчас он готов обнять целый мир. На утреннем обходе ему сказали, что всё, рука живая, угрозы отторжения больше нет. А ведь это была рекордно сложная операция, которая войдет в историю реплантации!

Шок

— Время было около четырех часов утра, конец смены, — вспоминает Илья. — И вдруг — скрип с ленты. Я про себя отметил: «Скоро остановят ленту – гляну, что там». Ленту, по технологии, выключают, когда много глины мы, рабочие, на нее подаем. И вот лента встала. Я пошел на скрип – вроде нет ничего. И тут «дорожка» побежала снова. Мне бы спокойно вернуться на место, а я заторопился, споткнулся на выступе-ступеньке, давай падать.

Если бы он, чтоб на ногах удержаться, ухватился за внешнюю ленту конвейера, его бы просто оттащило назад да разве что шишку на голове набило.

— А я, падая, инстинктивно схватился ниже. И руку затянуло в «барабан», оторвало, — бледнеет, вспоминая, Илья.

Он, зажав рану, рванул на другой пост – к старшему смены.

Тот, увидев бегущего рабочего, без руки, отвернулся в шоке. Но через пару секунд, придя в себя, всё отключив, бросился к «барабану», чтобы достать руку Ильи. И в машину «скорой» сбежавшиеся рабочие, которых колотило от ужаса и жалости, руку вперед Ильи занесли, со словами:

— А вдруг ее пришьют?!

…Уже в «скорой», по дороге в Ленинск-Кузнецкий, всматриваясь в выхваченные фарами белые треугольники снежных елок, Илья думал о недавней свадьбе, о том, что теперь он, калека безрукий, сломает жене жизнь и, может, им лучше расстаться.

Его сердце то рвалось от горя, то билось надеждой, что они с Аней, поклявшись быть в беде и в радости вместе, все-таки сдержат клятву.

Ново-сапиенс

Академик Леонид Афанасьев, к которому в отделение микрохирургии Ленинск-Кузнецкого центра охраны здоровья шахтеров привезли Илью, решился на операцию.

При этом было непреодолимое «но». Рука Ильи – от плеча до локтя – осталась без артерии, потеряв ее в «барабане».

— То есть рука осталась вообще без питания крови, — рассказывает микрохирург. – И я заменил ее веной, с ноги. Взял 18-сантиметровый фрагмент. Перевернул вену – и она заработала на руке вместо артерии. Но пересаженная вена – это, по сути, голая трубка, без веток. Для спасения руки ее было мало.

Академик Афанасьев придумал, что делать. Поскольку клубок порванных во время ЧП вен на руке было не спасти, он заставил «пахать» за них две сохранившиеся вены, работать за «всю команду» — на оттоке крови.

— Из-за нагрузки давление в них резко подскочило, и возник, как я и рассчитал, обратный ток крови, по венозным веточкам. Они в итоге тоже заработали, как артерии. Так и пошло от них питание руке, и только поэтому и выжили ткани, мышцы, кость, — объясняет ноу-хау академик.

…Он спасал руку Ильи семь с половиной часов, укоротив ее на 10 сантиментов, потому что только так могла заработать новая схема питания и только так появилась возможность удачно сшить порванные нервы.

И еще три часа — на второй операции, через месяц, в которой микрохирург закрыл лоскутом кожи, взятым у Ильи из-под мышки, никак не заживавший фрагмент. Когда через полтора-три года рука Ильи окончательно заработает, останется лишь этот шрам.

…Больше всего счастливый Илья мечтает снова ощутить спасенной рукой теплую ладошку жены. Все эти месяцы она рядом, приезжает или звонит. И мышцы на его оживающей руке уже напрягаются!

— А пальцы жены я пока сжимаю в мыслях, — признается Илья. – И с каждым днем их ответ «слышу» сильнее!

Лариса МАКСИМЕНКО.

 

Кстати

Робокопы нас не заменят?

Академик Леонид Афанасьев, микрохирург с 28-летним стажем, вернувший людям около 500 реплантированных пальцев, пришивший 15 ног и 100 рук, убежден, что будущее человечества, которое то и дело ломается и травмируется, вовсе не за фантастическими киборгами (гибридами человека с «умными» протезами).

— Хотя в этом направлении сейчас работают ученые США, Китая… Они сделали упор на бионические протезы. Это когда вживляют электроды в голову и работает принцип обратной связи. Пациент себе приказывает: «Я должен взять стакан» — и протез руки сжимается. Но если в этот момент, к примеру, зазвонит телефон, то происходит сбой.

— Значит, вот в чем уязвимость Робокопа?

— Да. Сейчас бионические протезы проходят апробацию в Китае. Стоят 30-40 тысяч евро. После обкатки будут стоить дешевле. Но, думаю, будущее все же не за ними… И вырастить новую руку из своих клеток все еще невозможно: из стволовых клеток пока научились выращивать только ткани… И пересадка (трансплантация) чужих рук, ног, которую делают только за границей, очень дорогая (с дотацией от государств и со страховками стоит около полутора миллионов евро плюс к этому на препараты, чтобы не было отторжения, пациенту нужно еще больше)… Поэтому, считаю, будущее – за реплантацией.

В России, кстати, возвращение собственной руки или ноги стоит порядка миллиона рублей (с двух-трехмесячной госпитализацией). За счет госдотации. Пациенту – бесплатно.

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
рафаэль
9 лет назад

Здравствуйте ,В прошлом году ходил в море боцманом ,И на промысле по неосторожности левую руку намотала на барабан и оторвала ,Судовой врач все сделал как надо ,но через 18 часов только до больницы добрались ,и врач сказал что уже поздно, ткани вымерли рука тебе не нужна ,хотя даже врач не вскрыл пакет с рукой ,чтоб убедится , а я сейчас инвалидом стал

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс