Соцсети:

Музейная селедка и другие открытия

20 мая 2013 | Ольга Штраус
   музей09
музей11

Прошедшая в Кузбассе с 18 на 19 мая акция «Ночь в музее» заметно отличалась и от предыдущих наших, и от столичных.


Во-первых, вход в музеи в эту ночь был платный. В Кемерове, например, устроители придумали такой способ: покупай билет за 500 рублей – и ступай беспрепятственно в любой главный музей областного центра – хоть в краеведческий, хоть в КОМИИ, хоть на «Красную горку». В последнем, кстати, действовало и такое забавное новшество: поскольку акция «Ночь в музее» тут была посвящена Году Голландии в России, то любой, у кого в одежде присутствовал оранжевый цвет, мог войти в музей бесплатно.
Примечательно также, что игры и забавы, которые музейщики предлагали нынче посетителям, впрямую соотносились со спецификой конкретного музея.
Так, в краеведческом музее г.Тайги, например, «включили» «Голоса леса». Чучела птиц, зверей «заговорили» своими подлинными звуками. Что знаем мы, горожане, о пении птиц? Разве что кукушку и дятла сумеем опознать в общем лесном гвалте… Музейщики Тайги ликвидировали этот пробел в нашем музыкально-экологическом образовании.
А еще тут работала выставка «Тайны русской избы». Каждый мог погладить белье рубелем или сесть за прялку. В «Ретро-лавке» посетителям предъявляли экспонаты с историей. Вроде бы обычные старинные щипцы для завивки волос. Но именно этими щипцами делала укладку мама местной жительницы Галины Терешиной, перед тем как отправиться на концерт Шаляпина (вот и программка есть!).
Вообще прием, когда музейный экспонат становится поводом для перформанса, широко использовался в эту ночь. В Кемеровском краеведческом музее любой желающий мог примерить на себя рыцарские доспехи (точная копия амуниции средневекового рыцаря, одна кольчуга весит 14 килограммов!).
А хочешь — можешь, выслушав подробный рассказ о костюме алтайского шамана и внимательно рассмотрев его, тут же принять участие в шаманском камлании.
Мне лично больше всего понравился проект «Экспериментариум». Памятные с детства «фокусы» с уроков физики (выработка статического электричества, преломление световой волны и пр.) превратились здесь в целый полигон чудес. Каждый желающий сам мог заставить петь «поющую чашу» или «волшебные бокалы». Мог с помощью простейшей стеклянной вазочки создать эффект миража или заставить работать «пневмолифт», созданный из двух одноразовых шприцев и обрезка пластиковой бутылки. «Интерактивная песочница» — короб, наполненный песком и подсвеченный лучом лазера, наглядно демонстрировал, как можно сотворить земной ландшафт. Дети и взрослые от него не отходили: пересыпали песок, сгребали его в кучи. А луч, раскладываясь на цвета спектра, моментально делал вершины гор белыми, низины, «моря» и русла «рек» — синими… Эффектная и наглядная «карта местности» возникала сама собой!
Но, пожалуй, самой завлекательной была программа музея-заповедника «Красная горка». Исторические связи с Голландией, чем и славится этот музей (АИК «Кузбасс», Себальд Рутгерс, архитектор Ван Лохем), обрели в эту ночь совершенно неожиданное звучание.
Известный краевед (и кулинар!) Владимир Сухацкий, неоднократно бывавший в Нидерландах, устроил… мастер-класс по приготовлению голландской селедки. Впрочем, помимо кулинарных приемов он рассказал еще массу любопытных вещей об этом блюде. Ведь «голландская селедка» — не рыба, которая водится у берегов Нидерландов, «голландская селедка» — это способ засолки и манера поедания этой удивительной рыбы.
Рецепт посола изобрел в 1380 году голландец Беккельс. Суть его в том, что укладывать рыбу надо ТОЛЬКО брюшком вверх, ТОЛЬКО в дубовые бочки и непременно с удаленными жабрами. Кстати, в праздник селедки, который отмечается в Голландии 12 июня, один такой бочонок обязательно продается с аукциона, и цена его доходит до 70 тысяч евро! Впрочем, еще Бисмарк говорил: «Люди бы ценили селедку гораздо больше, если бы она стоила как черная икра». По счастью, у нас в России это лакомство, пожалуй, наиболее демократичный деликатес.
А разделывать селедку «по-голландски» сам Сухацкий не стал: отговорился тем, что порезал палец, когда готовился к мастер-классу. Вызвал ассистировать добровольцев. Понятно, я первой подняла руку. Однако справиться с голладскими фокусами, даже обладая суперострым ножом, оказалось не так-то просто. Зрители подбадривали меня разнообразными возгласами, одна маленькая девочка даже сказала: «Вы потренируетесь дома, и в следующий раз у вас обязательно все получится!» Словом, удовольствия я получила массу. Заесть мой триумф (или провал?) все могли селедкой с лучком, выставленной на столах.
«Кулинарные экспонаты» были, кстати, еще одним новшеством, широко практикуемым в нынешнюю музейную ночь. У крыльца Кемеровского музея изобразительных искусств культуртрегеры Елена Митрофанова и Сергей Винокуров состязались в приготовлении плова, качество которого оценивали зрители. В областном краеведческом музее работало «Первобытное кафе», где подавали «Снеки от неандертальца» и шашлык «Звериный стиль». Словом, для того, чтобы ощутить качество наших музеев, зрителям предлагалось включить все пять органов чувств.
Но больше всего мне понравилась другая особенность прошедшей музейной ночи. Помимо песен-плясок-угощений-карнавалов, которые во время подобных акций обычно взрывают тишину академических залов и которые были, конечно, и в этот раз, здесь нынче был сделан упор на другое. А именно — на СПЕЦИФИКУ музеев, на их «лица необщее выражение», на глубину научной работы учреждения, представленную в яркой аттрактивной упаковке. И потому, например, залы новых приобретений в музее ИЗО, где были развешаны шедевры Николая Рыбакова и Георгия Кичигина, появившиеся здесь в два последних года, собрали не меньшее количество любознательных, чем шоу мыльных пузырей, которое демонстрировалось в соседнем зале.

Ольга ШТРАУС.
Фото Рашида Салихова и Кирилла Кухмаря.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс