Первый директор
Григорий Ксенофонтович Коцарь – его имя известно в Кузбассе, его имя стало знаковым для поселка Ягуновский. О нем не раз писали областные газеты. Основатель одной из многочисленных педагогических династий Кемеровской области, первый директор Ягуновской школы №50. 16 апреля этого года основателю династии исполнилось бы 100 лет .
![]() |
|
Григорий Ксенофонтович прожил долгую и полную событий жизнь. Родился в 1913 году в селе Александровка Ленинского района Северо-Казахстанской области.
В 1928 после окончания семилетки отец Григория решил отправить сына в педагогическое училище г. Петропавловска, в те времена очень не хватало учителей. На 1 курсе Коцарь вступил в комсомол, и сразу начал активную общественную работу – выполнял разные поручения: ответственный за культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу, затем – редактор стенной газеты. В19 лет после окончания училища, направлен заведующим школой в родное село Александровка. Из воспоминаний: «30 пар ребячьих глаз наблюдали за молодым учителем, серьезным и одетым совсем не по-деревенски, на свой первый урок Григорий надел шевиотовый костюм – подарок отца, которому выдали материал за хорошую работу. Уже через несколько дней учитель и его ученики стали друзьями. Он завоевал симпатию мальчишек и девчонок не только в учебном классе, он увлек их физической культурой, которую любил сам. Футбольное поле, гимнастические перекладины, сделанные из подручных средств, самодельные лыжи».
Сын основателя династии Анатолий Григорьевич Коцарь многие годы ведет летопись семьи. В солидной папке пожелтевшие от времени листы с воспоминаниями самого Григория Ксенофонтовича, его коллег, друзей, учеников.
В 1938 Коцарь переезжает в Кузбасс. По направлению Кемеровского городского отдела народного образования его назначают заведующим школой №50 шахты «Ягуновская». С тех пор вся жизнь Григория Ксенофонтовича связана с этим поселком. Из воспоминаний коллег: «Увлеченный своей работой, любимый и уважаемый и детьми и родителями, тактичный, воспитанный, никогда не позволял себе оскорбить кого-то грубым словом, резким замечанием».
Началась война, трудное для всех время, а уж ребятишкам требовалась особая забота и внимание. Вместе с детьми Коцарь собирает посылки на фронт. Подарки ребят в действующую армию оказались особенными, очень значительными – кроме вышитых кисетов, теплых варежек и носков здесь были табели успеваемости с отличными отметками и вложенными в конверты записками «Папе и всем вам». В годы войны ни на один день не прекращалась учеба в школе, несмотря на трудные условия военного времени. В свободное от учебы время учителя ходили на шахту грузить уголь, собирать металлолом. Несмотря на тяжелое время, находили силы и время отмечать памятные даты, устраивать праздники с художественной самодеятельностью. Таланты демонстрировали не только ученики, но и учителя.
![]() |
|
Почти 20 лет, начиная с 54 года, Григорий Ксенофонтович работал в исполкоме поселкового Совета шахты «Ягуновская» — прошел путь от технического строителя до председателя. Рассказывает коллега по Совету Любовь Леонтьевна Рыбакова: «Когда я познакомилась с ним, сразу убедилась, что он интересный человек, обаятельный и симпатичный. Сдержан, когда речь идет о нем, но весь преображается, рассказывая о семье, о детях – глаза блестят, улыбка с лица не сходит. В 1968 году поступил в вечерний Университет Маркизма-Ленинизма и в 1971 с отличием окончил. На протяжении многих лет избирался депутатом поселкового, районного, городского Советов народных депутатов. Вдумчивый подход к решению любой проблемы, принципиальность и деловитость, знание дела и настойчивость – вот его основные качества. И, конечно же, исключительное внимание к нуждам и запросам избирателей».
Г.К. Коцарь говорил: «Дети – это жизнь. Это радость и счастье, когда в доме дети. Пусть не так легко с деньгами, пусть многого не хватает, но вот соберется семья за столом и все смотрят на тебя с любовью – и сердце поет от радости».
Григорий Ксенофонтович вместе с женой Пелагеей Федоровной воспитал девятерых детей. А еще у главы большой семьи 13 внуков, 7 правнуков и 1 праправнук. Из 30 человек уже 19 стали педагогами. Общий педагогический стаж династии 373 года.
Но хочется сказать, что династию Коцарь по праву можно назвать и спортивной. Григорий Ксенофонтович сам любил спорт, всегда вел здоровый образ жизни и передал это своим детям.
Старший сын Виктор Григорьевич (к сожалению, не доживший до сегодняшнего дня), мастер спорта по тяжелой атлетике так писал в своих воспоминаниях: «Отец частенько тягал тяжести, была самодельная штанга: колеса от вагонетки, гриф от веялки. Он стал первым моим тренером, когда я решил заняться тяжелой атлетикой. Школьникам, соседским ребятишкам было интересно, и отец во дворе организовал спортивную площадку – перекладины разной высоты, гимнастическое бревно, подвесные шесты и канаты».
На торжественном собрании, посвященном 100-летнему юбилею Г.К. Коцаря, присутствовал Леонид Петрович Илларионов, который всю свою жизнь посвятил спорту и не без влияния семьи Коцарь: «Я всегда тесно был связан с семьей Коцарь, был знаком и с Григорием Ксенофонтовичем и его сыновьями. Семья была очень спортивная: его сыновья Иван и Виктор – мастера спорта СССР по легкой и тяжелой атлетике, Анатолий и Юрий – кандидаты в мастера спорта по легкой атлетике. Анатолий Григорьевич – был моим учителем физкультуры в школе №50.Можно сказать, на их примере я серьезно увлекся спортом. Помню такой случай: однажды мы встретились Григорием Ксенофонтовичем во время лыжной прогулки, он увидел у меня папиросу в зубах. Подошел, вынул папиросу изо рта и выбросил, при этом пристыдил: «Как же так, молодой человек, вы ходите на лыжах и курите». Он сам всегда любил различные виды спорта и терпеть не мог курящих. Передал это и своим детям – спорт и здоровый образ жизни. Григорий Ксенофонтович запомнился мне: высокого роста, спортивного телосложения, замечательный культурный человек. Имя его навсегда осталось в памяти тех, кто его знал и внесено в историю нашего района».
Григорий Ксенофонтович Коцарь жил в нелегкое время: тяжелые военные годы, не менее трудные послевоенные. Он отдавал свою душу, опыт, знания всем жителям Ягуновского — от мала до велика. Скончался он в 2007 году в возрасте 94 лет.
Его сын Анатолий Григорьевич говорит: «Не каждому судьба дает шанс прожить такую большую и насыщенную жизнь. Мы гордимся своим отцом и можем сказать так: «Жизнь отца примером служит». Мы должны беречь память о его жизни, рассказывать о нем детям. На его долю выпали нелегкие жизненные испытания, но он всегда их с честью преодолевал!»
Светлана МАМОНОВА