Соцсети:

Внеклассные дети

7 мая 2013 | Татьяна Фомина

Все понимают, что школа существует в рамках определенных правил и стандартов. Только не всегда бывает понятно, что же делать с нестандартными детьми? Которые развиваются в соответствии с какой-то своей, заложенной только в них одних программой и не вписываются ни в какие рамки. Им другие условия нужны, другие подходы. Но где же их взять?

Возможно, один из путей — пока еще не очень распространенная в Кемеровской области, но существующая на вполне законных основаниях семейная форма обучения.

 

семейное-обучение

Скучно и душно
Кемеровчанка Елена Блюмгардт рассказала:
— Мой сын Миша Гадеев учится в пятом классе школы № 80, причем с третьего класса – на семейном обучении. Сначала учился в другой школе, как все, ходил по расписанию на занятия. Но вскоре мы поняли, что такое обучение нам не очень подходит. Мальчик способный, общительный. Казалось бы, проблем не должно было возникнуть. Но они возникли. Целый комплекс. Сын очень уставал от школы. В помещении всегда было очень душно, в классах шумно, и он нередко возвращался домой с головной болью. Поменяли одну школу на другую, но это не улучшило ситуацию. Как пояснили специалисты, у Миши очень активно работает мозг. Он воспринимает информацию быстро, но при этом и быстро устает. Мы даже специально в частный дом на окраине города переехали из квартиры на проспекте Ленина. Теперь у нас свежий воздух, в доме тишина.
И еще одна проблема: в школе одну тему проходят целую неделю, а ему это очень скучно.
В общем, в Мишиной семье быстро поняли, что пользы от посещения школы для ребенка немного. Стали думать, что делать.
И однажды повезло: совершенно случайно Елена Алексеевна Блюмгардт встретилась с директором школы № 80 Ольгой Васильевной Галушкиной. Та и предложила, узнав о Мишиных проблемах, перевести его к ним в школу на семейное обучение.

Учителя – мать с отцом
Оно потому и называется семейным, что предполагает обучение ребенка родителями, в семье. Хотя он считается учеником школы, конкретного класса. У него, как и у его одноклассников, есть классный руководитель, а также администратор-куратор. Но если он отсутствует на уроке, прогулов ему выставлять никто не будет. На внеклассные мероприятия этих детей тоже приглашают. Школа помогает методически, разрабатывает совместно с семьей программу обучения и каждую четверть проверяет знания и навыки школьника. С родителями составляется договор на обучение, они даже получают за это плату. И учебники детям выдают в школе. Но на занятия они приходят когда им нужно. Например, одна из семей водит дочку на уроки иностранного языка. А в принципе любой из этих детей может прийти на любой урок.
В 80-й сейчас на семейном обучении четыре школьника: третьеклассница, пятиклассник, восьмиклассник и девятиклассник.

                                                                                     Мнение

 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №19 

г. Кемерово Баборыкина Наталья Александровна:

— Семейное обучение наиболее эффективно в тех семьях, которые могут обеспечить высокий уровень образования. Выше, чем в школе. И еще одно наблюдение: если ребенок в школе плохо учится, менять форму обучения не стоит. Это не имеет смысла.

Это больше, чем в любой другой школе города. Почему же самостоятельное обучение в нашей области пока так слабо развито? Ведь, по словам педагогов, учатся такие дети успешно. И в общении со сверстниками, вопреки опасениям многих, проблем у них не возникает.

              

 

Кому позволено?
— По закону об образовании любой родитель имеет право на обучение ребенка в семье, — говорит директор кемеровской школы № 80 Ольга Галушкина. — Но, прежде чем решиться на это, нужно оценить свои возможности. Хотя школьные педагоги и помогают всем чем могут, систематическое обучение при таком раскладе ложится все же на родителей. Обычно на это решаются те семьи, где мама или папа педагоги с высшим образованием. Иногда и тот, и другой. А значит, владеют методикой преподавания хотя бы одного предмета. По остальным дисциплинам они находят репетиторов. Или водят в школу на отдельные уроки. А мы проверяем качество знаний. Проводим мониторинги, тестирование. Эти дети в конце каждой четверти пишут контрольные работы. Для них составляется график зачетов и консультаций.

Кто так учится?
На семейное обучение переводят по разным причинам. Иногда из-за большой внеурочной загруженности ребенка, когда помимо общеобразовательной школы он ходит и в «музыкалку», и в «художку». В одной семье решили, что ребенку важнее усиленно изучать иностранные языки, чем остальные предметы. Почему нет? Есть такие, кто спортом серьезно занимается. Или по состоянию здоровья для кого-то предпочтительнее обучаться дома. К примеру, у мальчика было серьезное ожирение. Год он находился на семейном обучении, его полечили. Сейчас у него все в порядке, он серьезно занимается спортом и вернулся в класс. А есть дети, которые не могут психологически выдержать школьный режим. Главное ведь, чтобы ребенку было комфортно. Но аттестовываться в любом случае дети должны по всем предметам.
Правда, перед многими решившимися на семейное обучение, если даже их «образовательные» возможности высоки, может остро встать еще один трудноразрешимый вопрос – денежный. За индивидуальные занятия с ребенком преподавателю придется платить.

Цена вопроса
Сейчас с пятиклассником Мишей, о котором мы уже рассказали, преподаватели-репетиторы занимаются три дня в неделю. Приходят к нему домой. Математике обучает преподаватель техникума, немецкому и английскому – тоже высококвалифицированные педагоги (в семье решили, что Миша должен владеть несколькими языками). Чего же удалось за два года семейного обучения добиться? Мальчик свободно понимает иностранную речь по телевизору и в интернете. Хорошо переводит. И с контрольными по математике в школе справляется быстро и легко.
Цена вопроса – 300 рублей за час занятий с репетитором. Еженедельно требуется два–три урока по каждой дисциплине. Не всем такое по карману. Правда, остальные программные предметы Миша изучает самостоятельно. Под контролем родителей. Говорят, успешно.
С одноклассниками общается, конечно, реже, чем раньше. Но зато имеет время выспаться, сходить в бассейн, поиграть в футбол с соседскими ребятами, покататься на велосипеде, прочитать хорошую книгу, позаниматься дополнительно любимым английским.
При этом семейное обучение можно удешевить, поскольку вполне реально найти репетиторов, которые оценивают свои услуги не так дорого.

Татьяна ФОМИНА.
НА СНИМКЕ: Миша Гадеев научился учиться на дому.
Фото из семейного архива.

Где в Кузбассе уже есть семейная форма обучения:

Кемерово: школы № 95, № 19, № 84, гимназия № 71.
Новокузнецк: школы № 97, № 54.

Другие формы образования на дому

Надомное обучение
Оно предусмотрено для детей, которые не могут учиться в классе общеобразовательной школы по состоянию здоровья. К таким детям учителя приходят домой. Оформляется оно на основании рекомендации врачей.
Экстернат
Экстернат — это форма получения образования, которая также предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Чем принципиально отличается экстернат от семейного обучения? Программа двух классов может быть пройдена экстерном за один год. Экстерн не является учащимся школы со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Семье экстерна не выплачивается компенсация, как при семейном обучении. Экстерном могут обучаться и дети, и совершеннолетние граждане. Так, в Кемерове, к примеру, экстернат для взрослых есть при школе № 45.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс