В авангарде воображения
Эта девушка сама создает сказки и помогает другим развивать внутренний мир.
Русалки в небесных водопадах
Ирина Новикова — специалист отдела эстетического развития детей и подростков Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества. Сейчас ей 24 года, а рисованием в стиле фэнтези она увлеклась с одиннадцати. Тогда Ирина с особым интересом рассматривала работы английской художницы-сказочницы Жозефины Уолл, перуанца Бориса Валеджио… Позже окончила Губернаторское профессиональное училище народных промыслов. Начала устраивать выставки. Ее работы уже знакомы жителям многих городов Кузбасса.
— Жанр фэнтези ничем меня не ограничивает, — объясняет Ирина. — В этом мире трава может быть фиолетовой, а небо – зеленым. Там могут жить русалки, причем плавать не в воде, а в небе. Границы складываются только из возможностей собственного воображения.
Часто Ирина создает иллюстрации к книгам, которые произвели на нее сильное впечатление. А, например, к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» обращалась даже дважды:
— В 2007 году, когда написала первую картину, Маргарита мне самой почему-то не понравилась. Но на персональной выставке, которая прошла в моем училище, работа получила несколько лестных отзывов. И я поняла, что такая Марго симпатична зрителям. Однако недавно всё же переписала ее уже на холсте, масляными красками. Постаралась высветить в героине то, что, на мой взгляд, привлекает в булгаковской Маргарите. К тому же попыталась убрать недочеты в техническом плане. Тем не менее, в руках у ведьмы остались желтые тюльпаны, а не мимозы, как в романе. Это моя интерпретация.
Зачем нужна фантазия
Вдохновение для Ирины – это некое секундное озарение. Даже какой-нибудь фрагмент узора на обоях может стать для художницы отправной точкой к развитию идеи. Так, кусочек турецкого огурца в итоге трансформируется в дракона-единорога. Но даже не вдохновение, наверное, а воображение главное в фэнтези.
— Недавно проводила в библиотеке мастер-класс для школьников. И попыталась им объяснить, что именно книги развивают воображение. Буквы складывают в слова, а слова оживают и превращаются в картинку… Одна девочка мне вдогонку: «И кино развивает воображение». Пришлось возразить. Ведь кино – это уже сложившаяся, навязанная картинка, созданная человеком, у которого, несомненно, есть фантазия. Это он прочитал книгу, представил и воплотил, а не ты.
Все мои мастер-классы направлены на то, чтобы разбудить дремлющее воображение. Из-за компьютеров у нашей молодежи воображение атрофировано: рисунки, персонажи – всё есть в умной машине. Поэтому, когда просишь придумать что-то свое, многие ребятишки попросту теряются. Для школьников фэнтези может стать своеобразным спасением. Постепенно, с каждым рисунком, их внутренний мир становится интересней, многогранней, ярче.
Зеркало для героев
— Немало работ я посвятила космосу. В них происходит наложение двух миров: земного и таинственного небесного. Отсюда некоторые персонажи, появляющиеся на «космических» полотнах, в масках. Возникает мотив тайны, загадки. Вообще фэнтези – жанр, в котором автор сам порой не может объяснить, что он вложил в свой рисунок, потому что это бессмысленно. Все люди, которые ходят на выставки, прежде всего видят в картинах то, что есть в них самих, что им понятней и ближе. Картина, не привлекающая внимания, – это зеркало, в котором невозможно увидеть своего отражения. А вот если картина чем-то привлекала, к примеру, даже вызвала раздражение, значит, в ней зритель видит то, что его раздражает в себе или окружающих людях. И наоборот.
Влюбиться, чтобы сотворить
— На многие работы меня вдохновили, зачастую сами того не ведая, мои друзья, приятели, коллеги и совершенно незнакомые люди, — объясняет Ирина. — Но на картинах они появляются в странном амплуа, в авторской интерпретации: фокусник, Геркулес, женщина-змея… Кроме того, у меня часто бывает, что я влюбляюсь в лица. Когда вижу интересное лицо, не могу остаться равнодушной. И вовсе не обязательно, что оно умещается в рамках общепринятого идеала красоты. Для меня ценно выражение лица, которое зачастую окрыляет и заставляет творить.
Философия фэнтези
— Фэнтези рассчитано на то, чтобы спровоцировать эмоцию, заставить разгадывать своеобразный рисованный ребус. Хотя я предпочитаю, чтобы люди видели на картинах не только идею и какое-либо чувство, как в «Черном квадрате» Малевича, например. Для меня важно показать свой творческий потенциал, вкус, технику и прочее.
Кстати, технику, в которой пишу, я придумала сама. Названия у нее нет. По крайней мере, еще не доводилось видеть подобных работ. Чаще меня относят к импрессионистам за технику использования цвета. А за идеи – к авангарду.
Алена ФЕДОТОВА.
НА СНИМКАХ: Ирина Новикова и работы из ее альбома.