Актуальное

Голос Кузбасса украсил сводный хор

7 мая 2013 | Ольга Штраус
Бабкина

Пять дней – с 25 по 29 апреля – колесил по Кузбассу марафон «Песни России». Его инициатор и вдохновитель – народная артистка России Надежда Бабкина и руководимый ею ансамбль «Русская песня». В концертах также участвовали ансамбль казачьей песни «Криница» из Краснодара и «Ритмы гор» из Владикавказа, ансамбль горлового пения «Алтайкай» из Горно-Алтайска и ансамбль танца «Алан» из Северной Осетии…

А еще к участникам марафона вполне можно причислить студию татарского танца «Салават купере» и немецкий ансамбль «Фольксштимме» из Анжеро-Судженска, «Кунучек» из г.Топки и телеутский ансамбль «Солоны» из Беловского района, «Эрзянки» и «Левониху» из Прокопьевска, «Чылтыс» из Таштагола, народный ансамбль казачьей песни «Златница» из Осинников…
Ведь все они выступали вместе с Надеждой Бабкиной на одной сцене. Понятно, что не одновременно: такие тысячи артистов не поместились бы ни на каких подмостках. Но суть марафона в том и заключается, что он как снежный ком катится по городам и весям, обрастая новыми друзьями, коллегами, единомышленниками…
Что касается Кузбасса, то у нас марафон «Песни России» начался в Новокузнецке. Выступление с местными ансамблями, мастер-классы для тех, кто занимается народным искусством… Потом вместе с коллективами издалека (из Москвы, с Кавказа, из Краснодара) «снежный ком» марафона покатился дальше – в Осинники, Белово, Анжеро-Судженск, Кемерово. И всюду бесперебойно работал этот механизм: знакомство с лучшими местными творческими коллективами, разговор профессионалов о своем деле, обсуждение проблем. И — радость, которую артисты (все вместе!) несли слушателям в гала-концертах.
На пресс-конференции в Кемерове Надежду Бабкину спросили: какой из кузбасских коллективов ей понравился особенно? Что останется в памяти надолго? Она не смогла ответить. Запуталась в нашем изобилии. Оно и неудивительно. Ведь десятки разных народностей, зарегистрированных на территории Кемеровской области, давно уже имеют свои народные певческие и танцевальные коллективы, а также давнюю традицию подобных национальных фестивалей культур.
Тем не менее Надежда Георгиевна с большим уважением говорила о том, что нечасто встречается в сегодняшней жизни и чем ее приятно поразил Кузбасс:
— Я восхищаюсь людьми, которые здесь живут! Я в восхищении от того, как все четко, слаженно было организовано, никаких накладок. В восхищении от того, как у вас умеют беречь и любить национальную культуру.
Например, я никогда раньше не встречалась с шорцами – даже не знала, что существует такой малочисленный народ. Какие все же они, а?! Это чувство собственного достоинства. Это понимание, что мы у них – коренного народа – в гостях… Замечательно! Очень понравилось пребывание в Беловском районе. Музей телеутской культуры замечательный! А народные коллективы? Их же всего две тысячи осталось, телеутов-то, на земле, а они и язык свой хранят, и обряды, и песни…
Нам уже было известно, что в Белове Надежде Бабкиной подарили национальный телеутский костюм (разумеется, не музейный подлинник – современную интерпретацию). Спросили артистку: каково ей в нем? Удобно?
— Не то слово! Я его надела – и на сцену пошла. А там, оказывается, так хитро платок повязывается: никак не могу с ним совладать, чтобы правильно сидел на голове. Кинулась в кулисы, нашла телеуточку, прошу: повяжи ты мне его, ради бога, как следует! У каждого народа, знаете, свои хитрости. Телеутки платки повязывают узким концом на голову, а длинный подворачивают вокруг и распускают сзади, по спине. Наука! Я ее одолела…
К нарядам и костюму у Надежды Бабкиной вообще отношение особое. Для нее это часть национального духа, национальной культуры – такая же важная, как кулинария, обряды и обычаи, поговорки, песни… Она от души возмущалась тем, что на нашем телевидении до сих пор нет передачи, пропагандирующей эти исторические истоки нашего менталитета. А почему бы, горячилась она, не организовать цикл просвещенческих сюжетов, рассказывающих о национальных блюдах, о способах устройства жилища, о народных промыслах, наконец?
Кстати, рассказывая о национальном телеутском костюме, она вспомнила забавную историю:
— На одном из концертов, который проходил в Кузбассе, я уже совсем было вывела на сцену свой коллектив – вдруг вижу: а он потерялся на фоне ваших-то! У ваших такие яркие, сочные наряды, открытые, праздничные цвета, а мои – в приглушенно-деликатном. Нет, думаю, так нельзя. Не в стиле номера выходят костюмы. Пришлось срочно переодеваться.
Припомнила она и редкостный подарок, который сделали ей как-то старообрядцы в Мордовии: старинные бусы, имеющие музейную ценность. «Подарили и сказали: носи! Теперь я нередко их на выступления надеваю. Когда это в тему. Все ведь должно быть в гармонии».
— Это вас, Надежда Георгиевна, «Модный приговор» развратил. Привыкли, в этой популярной передаче заседая, на опыт профессиональных стилистов ориентироваться…
— Глупости! Как «Модный приговор» может развратить? Наоборот, я очень рада, что меня взяли в эту программу: хоть так буду пропагандировать народную культуру, все же Первый канал…
В ходе пресс-конференции Бабкина не раз провоцировала журналистов на «острый разговор»:
— Ну что вы все не о том спрашиваете? Вот в Москве, знаете, соберутся журналисты и начинают: «А что вам подарили на день рождения?». Да какое твое дело, что мне подарили? Ты меня про важное спрашивай! Например, о том, что мои коллеги думают: нужен такой фестиваль России или нет?!
И хотя мы о подарках не заикнулись ни разу, мнения коллег Надежды Бабкиной пришлось спросить и выслушать. Татьяна Арефьева («Криница»), Андрей Липихин («Сибирский хор», Новосибирск) в один голос твердили, какую большую и важную миссию выполняет Надежда Бабкина и созданный ею благотворительный фонд «Народная певческая культура». Благодаря марафону «Песни России» в отношении к фольклорному исполнительству и впрямь начало что-то меняться. Скажем, в Новосибирске один из ДК отдали под Центр национальных искусств – по крайней мере, сейчас у тех, кто занимается народным вокалом и народными танцами, есть свой дом.
— На самом деле профессионалы редко готовы выступать на одной сцене с любителями, — заметил Андрей Липихин. – И зря. Только в таком вот сотрудничестве и рождается преемственность, оттачивается мастерство, питается высокая культура.
Проект Надежды Бабкиной «Песни России», который прошел уже в семи регионах нашей страны, подтвердил: это – не пустые слова, не благие пожелания. Все так и есть на самом деле.

Ольга ШТРАУС.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс