Актуальное

Дом в придачу к образу жизни

7 мая 2013 | Игорь Алехин

 

Враньё, что при нашем российском почти капитализме нельзя получить жилье практически даром. По-честному, по закону, все как положено. Например, чтобы 54 квадратных метра на трех человек плюс огород в полтора десятка соток обошлись бы вам в 200-300 тысяч рублей. Не верите? Тогда читайте дальше…

зарубино

зарубино1
зарубино2

ООО «Зарубинское» – одно из немногих сельхозпредприятий Топкинского района, сумевшее до сегодняшнего дня сохранить и свое агронаправление, и коллектив. 8,5 тысячи гектаров земли, четыре с половиной из них – зерновые. За последнее время построен новый животноводческий комплекс, число коров выросло с пятисот до семисот. Переработка молока, крупяной заводик. Годовое производство продукции – более ста миллионов рублей. Средний заработок по хозяйству даже за прошлый, крайне неудачливый год составил 14300 рублей.
Впрочем, что общеизвестно, в деревне доход не ограничивается зарплатой.
— Прошлый год был, конечно, особенным, — грустит исполнительный директор ООО «Зарубинское» Валерий Землянский, — а в нормальные годы комбайнеры получали до 10 тонн зерна. У механизаторов во время уборки зарплата под сорок тысяч… Конечно, это тяжело, конечно, это без выходных… Но есть свои плюсы. У нас для своих работников обед стоит 45 рублей, ужин – 25. Полновесный, нормальный ужин! У нас льготные цены на продукцию своего хозяйства. Доставка угля для селян стоит 700 рублей, это когда город берет около двух с половиной тысяч… Содержим автобус, помогаем школе, чистим дороги… По моим прикидкам, в прошлый год — такой трудный год! – мы на социалку затратили около трех миллионов рублей…
Так вот, возвращаясь к жилью за недорого, в селе Зарубино, где живут полторы тысячи человек, а в «Зарубинском» работают 130, да еще два десятка привлекаются на сезонные работы, это реальность…
Было так не всегда. С 1992 года в Зарубине полтора десятка лет жилья практически не строили. Потом появилась целевая федеральная программа «Социальное развитие села», и поехало! Хозяйство, озабоченное дефицитом кадров и ухудшением ситуации в будущем, «привело» своих работников в программу, само начало строить дома. Помогало и юридически, и решением прочих оргвопросов, которые очень часто физлицу даются непросто, убивая нервы и портя кровь…
Строительство двухквартирного дома в Больничном переулке – именно там были построены первые одиннадцать домов, обходилось в миллион рублей с хвостиком. Если строилась молодая семья – 20 процентов от суммы платила она, 10 процентов – местный бюджет, 40 – областной, 30 – федеральный. Если участниками программы становились люди постарше, то им нужно было платить 30 процентов.
Помню, ровно четыре года назад Землянский возил меня хвастаться будущей улицей. Березы слева, березы справа, березы везде. Со скоростью четыре ряда бруса в день тогда только начал подниматься самый первый дом, для семьи Самойловых. Ольга Самойлова в хозяйстве работала бригадиром животноводства. На месте остальных домов крайне оптимистично выглядели фундаменты из бетонных блоков, остатки снега, грязь, лужи, раздуваемые весенним ветром.
Виктор Огнёв, рабочий стройгруппы, хозяин еще одного будущего дома, показывал, где будет жить вместе с семьей:
— Вон, второй дом слева… Жена работает в школе, сын – пятиклассник. Мне дают кредит на 15 лет, и это значит – платить придется около двух тысяч в месяц… Конечно, и баня будет, и скотина, как в деревне без нее жить? Раз в деревне работаю – почему бы не держать? Просто пока такой возможности у меня не было…
В шлакобетонном домике, в котором две зимы прожила, перебравшись в Кузбасс, семья Огнёвых, на все про все было 16 квадратных метров. Когда они вечером раскладывали диван, места почти не оставалось, а двоим на оставшемся пространстве было не разминуться…
Сегодня эта улочка может иллюстрировать тезис о том, что у села есть будущее. Домики как с картинки. Брус 16 на 16, вместо пакли – специальные ленты, где надо – пена; утеплитель снаружи и внутри; сайдинг, гипсокартон, металлопрофильная крыша, стеклопакеты. Естественно, удобства в доме. Дорога между домами – только для легкового транспорта, по-за огородами – дорога технологическая, чтобы было удобно хоть грузовому автомобилю, хоть трактору. Ведь многие считают, что жить в деревне и не держать скотину – нонсенс. Так что – все удобства для деревенского образа жизни…
В Кузбасс три семьи, заселившиеся первыми в новые дома, приехали почти одновременно – Сидоровы, Самойловы, Огнёвы. Василий Сидоров сейчас работает водителем, его жена Елена – бригадиром животноводства. Виктор Огнёв – плотник. Ольга Самойлова выросла в главные зоотехники и оканчивает сельхозинститут. Уже здесь, в Зарубине, у Сидоровых родился третий ребенок, а у Огнёвых – второй…
Землянский уверяет, что именно такие семьи сегодня больше всего нужны хозяйству: они прошли через многие трудности и умеют ценить появившуюся стабильность и свой шанс, у них маленькие дети, они готовы работать и зарабатывать, в том числе в личном подсобном хозяйстве…
Многие, очень многие выходцы из деревни стараются стать горожанами, десятилетиями живя словно на вокзале, кочуя по съемным квартирам, боясь планировать будущее. Землянский мечтает, что хоть кто-то из них одумается…
Ирина Шачнева, 25 лет, уроженка села Зарубино, выпускница КемГУ, получив диплом, пробовала «зацепиться» в городе. За съемное жилье молодая семья отдавала восемь тысяч рублей, шансов на собственную квартиру не было никаких, маленького сына устроить в детский сад не смогли.
Вернувшись в Зарубино, семья решила массу проблем. Ирина стала работать в бухгалтерии, муж – механиком, сын сразу пошел в детский сад. Строят дом, к осени планируют новоселье.
О втором ребенке Ирина говорит:
— Пока нет, в будущем – может быть, пока еще об этом не думали, есть другие задачи…
Кстати, «Зарубинское» в своем строительном рвении не уникально, хоть и не очень типично. Навскидку в числе озабоченных кадровой проблемой (и пытающихся ее решать) – СПК «Береговой», активный участник программы «Социальное развитие села», которая, кстати, в несколько измененном виде продлена до 2020 года. Так вот, рекорд «Берегового» – полтора десятка новоселий за год. А всего в Кузбассе в прошлом, например, году участниками этой федеральной программы стали 106 семей.
Кстати, и в «Береговом», и в «Зарубинском» решению кадровой проблемы крайне мешает близость города. В «Зарубинском» – даже двух городов, Кемерова и Топок. Потому что наиболее мобильная, предприимчивая, квалифицированная часть сельчан этот самый город штурмует активно и небезрезультатно. Не занимаясь жильем, не стараясь поднимать зарплату, игнорируя целый комплекс социальных вопросов — от детсада до качественного образования в «полноформатной» школе и организации досуга, деревне и хозяйствам не жить.
Землянский утверждает: коллектив катастрофически стареет. В Зарубине есть два ветеранских хора, но трудно найти адекватную замену 5-7 работникам, которые ежегодно уходят на пенсию. Требуются механизаторы, водители, доярки, скотники, которые готовы ехать из города, из умирающих деревушек, из других регионов. Правда, при одном условии: которые хотят и могут работать.
Поэтому и приходится, в числе прочего, ориентироваться на семьи, по каким-то причинам попавшие в сложную жизненную ситуацию и готовые менять место жительства и образ жизни. Для этого построено общежитие на пять семей, начинается строительство еще четырех служебных квартир. Недавно рядом с Больничным переулком заложена вторая улица для тех, кто будет работать в «Зарубинском», – имени Гарри Фишера, почетного гражданина Топкинского района, много лет руководившего местным совхозом. В те годы и село Зарубино, и местное хозяйство крепко стояли на ногах, а люди смотрели в будущее вполне оптимистично…

Игорь АЛЁХИН.
Топкинский район.
НА СНИМКАХ: одиннадцать новых домов Больничного переулка; новая улица имени Гарри Фишера; Ирина Шачнева разглядела свое будущее в своем селе.
Фото автора.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс