Противоядие от зависти
![]() |
В литературном театре «Слово» Государственной филармонии Кузбасса состоялась очередная премьера. На этот раз публике была представлена сказка Вениамина Каверина «Много хороших людей и один завистник».
У театра «Слово» — свой особенный зритель. Во-первых – читающий, любящий и знающий литературу. А во-вторых – придирчивый: всегда с ревнивым интересом сравнивающий, КАК знакомую книгу интерпретирует режиссер Ирина Латынникова. Должна сказать: чаще всего театр это сравнение весьма успешно выдерживает. Более того: Латынникова умудряется выбирать для постановок прозу сегодня непопулярную, часто – с «забытой» полки. Но прочитывает ее так, что побывавшему на спектаклях тут же хочется перечитать это «забытое» заново. Иногда такое возвращение книг насыщает их дополнительным смыслом.
Вот и на этот раз Ирина Латынникова удивила зрителя. В репертуар элитарного, литературного театра «для гурманов» она начала активно включать детский, точнее, подростковый репертуар. Знаю, что к постановке готовится Жюль Верн. И вот – каверинская сказка.
Впрочем, из детей на премьере присутствовал всего один человек. Зато взрослые с большим интересом следили за приключениями девочки Тани, которая отправилась в таинственную аптеку «Золотые шары» (так – в спектакле, в книге шары голубые) за редкостным лекарством, способным спасти ее умирающего отца. Но завистливый владелец аптеки (как выясняется, детский приятель отца) делает все, чтобы лекарство ей в руки не попало. Почему? Да потому, что с детства завидует Таниному папе: тот умел лучше нырять, чем он…
Понятно, что, как всегда в литературных сказках (эта написана в 1960 году, в моде тогда была научная фантастика, особенно волновавшая умы «физиков» и «лириков»), здесь много таинственных приключений и превращений, но не они занимают авторов спектакля в первую очередь. В центре внимания режиссера – феномен зависти. И взрослая публика вслед за постановщиком и автором детской сказки с напряженным интересом следит за тем, как можно справиться с завистником, какое противоядие есть от этого чувства.
Нечасто у спектаклей бывает долгое послевкусие. У этого – есть. Возможно, потому, что авторы его попали в очень важный нерв сегодняшнего дня. Наше время наполнено соблазнами. СМИ наперебой воспевают «золотые унитазы» и чудо-яхты современных олигархов, телесериалы промывают мозги сказками о золушках, в одночасье становящихся принцессами, твой вчерашний сосед по парте вдруг становится представителем иной социальной страты и надменно здоровается с тобой из окна «Мерседеса»… Разве все это – не почва для зависти? Подумала: видно, Вениамин Каверин, весьма достойно проживший свою писательскую жизнь (отказался голосовать за исключение Пастернака, подписывал письма в защиту Синявского и Даниэля), сам не раз страдал от зависти. Вопрос: чьей? Чужой? Или – своей собственной? Вспомните, ведь даже в его знаменитой книге «Два капитана» все интриги тоже закручиваются от этой психологической пружины – зависти.
А может, это вообще примета ХХ века… «Завистью» называется главная книга Ю. Олеши. Зависть движет главным булгаковским героем Шариковым в его борьбе с профессором Преображенским. Да и сама социалистическая революция была, на свой лад, актом зависти.
Впрочем, в такие обобщения спектакль публику не уводит. Это – глубинные слои, их — если будет угодно — могут «считывать» взрослые, продвинутые зрители. Латынникова же устраивает действие спектакля как напряженный детский детектив. В новом спектакле много страшных моментов. Но много и юмора. Завистник в исполнении Федора Бодянского умеет быть очень многоплановым. Он становится по-настоящему жуток, когда вспоминает обиды детства, но комически «сдувается», когда, исполненный злобы, в буквальном смысле «лопается от зависти». Эту физиологическую метаморфозу актеру удалось передать весьма выразительно, точно и… смешно.
Очень убедителен в своих психологических движениях Лекарь-аптекарь (Денис Казанцев) – хороший человек, естественно, боящийся поставить на кон все благополучие своей жизни. Хорош Петька: молодой артист Александр Акимов с филигранной мерой точности передает неуклюжеватое преодоление трусости и застенчивости своего персонажа. Нина Рогова в роли Тани, которую завистник превращает в Сороку, замечательно играет этот образ в образе.
Словом, в репертуаре «Слова» появился спектакль, на который можно и нужно пойти «всей семьей», чтобы потом поговорить с детьми о весьма насущном: умении жить без зависти.
Ольга ШТРАУС.
Фото Натальи Тотыш.