Говорящие цифры
![]() |
|
![]() |
О специфике нынешнего агрогода, обусловленной многими факторами и усугубленной неурожаем-2012, «Кузбасс» писал неоднократно. Сегодня – попытка показать, что происходит в одном отдельно взятом районе, Топкинском.
Сразу приносим читателю извинения за некоторый переизбыток цифр, но, считаем, они необходимы для более-менее внятного восприятия картины.
В прошлом году в Топкинском районе собрали 28,1 тысячи тонн зерна при средней урожайности 6,9 центнера с гектара. Годом раньше (нужно сказать, не самом удачном за последние пятилетки) урожайность была 16,6 центнера с гектара, а в амбары было засыпано 87,8 тысячи тонн зерна.
Некоторые из представителей околоаграрных кругов уверяли, что потери урожая можно будет компенсировать ценой на зерно. Она действительно превысила все максимумы последних лет. Но зерна не хватило даже на собственные нужды, и продавать оказалось нечего.
Неурожай сказался на всех последующих результатах топкинского агропрома, на дефиците семян и средств, сокращении доходов, снижении поголовья животных. Если в 2011 году в районе было произведено сельхозпродукции на 1,644 миллиарда рублей, то в 2012-м – лишь на 1,019 миллиарда. Правда, потери, связанные с засухой, району были частично компенсированы, сумма эта составила 3,84 миллиона рублей.
В числе немногих показателей, по которым топкинцы выглядят нынче лучше, чем год назад, количество коров (4018 голов к началу второго квартала, то есть 102,1 процента к 2011 году), лошадей (104 процента) и овец (115,1 процент). Значительно сократилось поголовье свиней, скорректированное на дефицит фуражного зерна. Всего за год с 7680 голов оно снизилось до 6262 (81,5 процента).
Очень показательны объемы кредитных ресурсов, с помощью которых топкинцы проводили посевную и уборочную кампании, строились и развивались. В 2011 году агрокомплексу района удалось кредитоваться на 135 миллионов рублей. В прошлом году кредитный поток сократился до 37,6 миллиона. В первом квартале 2013 года удалось получить… 2,2 миллиона рублей. Причины общеизвестны: несоответствие доходности бизнеса кредитным обязательствам; отсутствие залоговой базы; испорченные кредитные истории; пролонгация старых кредитов, при которой кредитная линия становится недоступной, и так далее…
Вот еще несколько цифр.
В Топкинском районе насчитывается около восьми с половиной десятков сельхозпредприятий различных форм собственности. Часть из них сдает в местное сельхозуправление отчетность о своем финансово-экономическом состоянии (без такой отчетности хозяйство автоматически лишается бюджетной поддержки). По итогам 2009 года отчитались 54 предприятия и фермера, из них сработавших с прибылью было 51. В 2010 году «в плюс» вышли 43 из 49; в 2011-м – 40 из 45 сельхозтоваропроизводителей. В 2012 году из 56 отчитавшихся прибыль была лишь у 30.
Не получив прибылей и оставшись без кредитов, селяне сократили расходы – на новую технику и ремонт старой, на горюче-смазочные материалы, элитные семена, удобрения, агрохимию, зарплату, налоги. Все то, что скажется на агробизнесе в ближайшем и последующем будущем.
К примеру, если в последнее время к посевной топкинцы ежегодно прикупали 5-6 тракторов, чаще мощных, то этой весной в районе не приобретено ни одного. Сегодня далеко не все из 397 топкинских тракторов находятся в рабочем состоянии, крайне скуден запас запчастей.
Этой весной на поля внесено вдвое меньше удобрений, чем год назад. Увеличение доли семян массовых репродукций также скажется и повышением засоренности полей, и потенциальными тратами, и сокращением урожая.
Очень много в последнее время говорится о погектарной поддержке (новинке, появившейся в связи со вступлением России в ВТО), которая этой весной заменила многочисленные виды помощи, и в Кемеровской области должна составить около 420 рублей на гектар. Но практики тут же начинают считать: если во время посевной на обработку одного гектара поля требуется от 8 до 16 литров солярки, то затраты только по этому показателю составят при сегодняшних ценах от 250 до 500 рублей на гектар. Если вспомнить, что год назад село сеялось при помощи льготной солярки по 16,8 рубля за килограмм, то практически вся поддержка уходит на компенсацию ее удорожания, так как льготного топлива в этом году нет. Причем даже сегодня, когда посевная в Кузбассе началась, эта поддержка выплачена не в полной мере: из 28,6 миллиона рублей в Топкинский район пока поступили 15,65 миллиона.
В расчете на погектарную помощь селяне постарались показать максимальное количество полей, которые могут быть засеяны. В итоге в плане 75108 гектаров посевных площадей (на 4,5 тысячи больше, чем по факту прошлого года), а яровой сев должен пройти на 62358 гектарах (в 2012 году – на 48343 гектарах). Правда, на планах отразился дефицит семян зерновых. Поэтому озимые и яровые зерновые под урожай-2013 должны быть посеяны лишь на 48941 гектаре, на 501 гектар меньше, чем под урожай-2012.
Уже есть сигналы, что некоторые фермеры и хозяйства собираются сеять не в заявленных объемах, а «насколько хватит денег». И потом обрабатывать поля, бороться с вредителями и болезнями по такому же принципу. Крайне актуален вопрос, как и какими силами государство планирует контролировать целевое использование помощи и выполнение сельхозпроизводителями принятых обязательств…
Особого оптимизма топкинцам не добавил и озвученный минсельхозом расчет цен на зерно урожая-2013 (в европейской части на мягкую продовольственную пшеницу 3-го класса – 6 550 рублей за тонну, а в азиатской части – 6 250 рублей за тонну). Ведь при таком раскладе при средней урожайности не удастся рассчитаться с долгами ни прошлого, ни нынешнего годов. А при урожае отменном – топкинцы это проходили – цена на зерно может упасть гораздо ниже его себестоимости…
Но, пожалуй, самое страшное, что могло ждать Топкинский район в этом году – новая засуха, которая, как уверяют многие, могла поставить крест на районном агропроме. В апреле специалисты уже указывали на появившиеся в области ее слагаемые: недостаток почвенной влаги, суховеи в центральных районах Кузбасса. Но майские дожди выправили ситуацию. И это одна из немногих полевых новостей, позитивизм которой абсолютен.
А пока топкинцы готовятся выходить в поле, потому что деревня как жила, так и живет по принципу «умирать готовься, а жито сей». И три самых крупных хозяйства района, находящихся под процедурой банкротства, вместе с районом и селами, в которых они дают работу, радуются, что удалось сохранить агропрофиль, а их посевные комплексы и прочая техника не арестованы за долги.
Игорь АЛЁХИН.