Портрет победителя
![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() |
|
![]() |
«Портрет победителя» — так называется акция, затеянная телеканалом «Мой город». Участие в ней принимают воспитанники школ искусств и художественных школ Кемерова и Новокузнецка. Каждый день кто-то из них встречается с одним из участников Великой Отечественной войны и рисует его портрет. По задумке организаторов, в результате на свет должно явиться 68 портретов. Карандашных или акварельных, выполненных сангиной, углем или гуашью… Итогом акции станет галерея «Стена победителей», которая откроется в канун празднования 68-й годовщины Великой Победы.
Место этой галереи в Кемерове уже определено: под «Стену победителей» отведены фасады ДХШ №1 на ул.Красной, а также стены здания горэлектросети и ОАО «Кемвод».
— Ветеранов на экскурсию к импровизированной галерее привезут специальные автобусы, — рассказывает шеф-редактор телеканала Валерия Ермак. — Ну, а когда праздники закончатся, каждому из участников акции будет вручен его портрет на память.
* * *
Надо признать: не все работы получаются равноценными. Есть портреты, которые вполне можно счесть высокопрофессиональными: хоть сейчас на выставку любого уровня! Есть совершенно детские, по-ученически робкие. Есть, напротив, такие, где автор сумел схватить острохарактерные черты, они выразительны почти как дружеский шарж. А есть портреты, герои которых их… не приняли. Одна женщина, например, сразу призналась: «Нет, не я это. Неужели уж такая старая? Не хочу, чтобы его выставляли на всеобщее обозрение…»
Что ж! Устроители акции были готовы и к таким казусам, они постарались деликатно смягчить разочарование с обеих сторон. Ведь каждый художник имеет право на творческую неудачу (одних побед не бывает ни у кого). Во-вторых, все пожелания портретируемых, конечно же, были учтены. Ну, а в-третьих, подавляющее большинство ветеранов отнеслись к акции с пониманием и даже юмором.
* * *
Мне довелось побывать на сеансе позирования в гостях у Виктора Николаевича Ягонского. Рисовала его 17-летняя Рита Князева, учащаяся ДШИ №19. Застенчивая, молчаливая Рита, пока мы с коллегой Аркадием Кимеевым интервьюировали ветерана, не проронила ни словечка. Но видно было, с каким вниманием слушает она его ответы, с какой жадностью вглядывается в скульптурную лепку высокого лба, резких скул, в подробности парадного пиджака, увешанного орденами…
Виктор Николаевич, надо признать, и впрямь рассказчик удивительный. Может, сказывается его профессиональный опыт? Все-таки 66 лет (вдумайтесь только в цифру стажа!) он преподавал детям отечественную историю. А может, сама его судьба – готовый роман о людях ХХ века…
Его дед, Михаил Григорьевич Ягонский, воевал еще в японскую (вот в семейном архиве отретушированный портрет этого красавца-поляка, чьи предки были сосланы в Сибирь в позапрошлом веке). А вот отец – Николай Михайлович, герой Первой мировой.
Провожая сына на фронт в 1942-м, он просил об одном: «Ты только в плен не попадай!» Сам прошедший австрийский плен в 1916-м, он вспоминал о нем с содроганием. Кстати сказать, когда в конце Великой Отечественной Виктор Николаевич оказался с войсками в Венгрии, он завернул в то местечко, где во время Первой мировой содержался в плену его отец. Каково же было его изумление, когда он нашел (живым!) того хозяина, на которого был вынужден батрачить отец, а в зятьях у него… отцовского сослуживца по батальону. Оказывается, тот, будучи в плену, влюбился в дочку хозяина, и когда «империалистическая» война закончилась, остался в Европе…
Таинственные переплетения времен и судеб сегодня, похоже, не вызывают у Виктора Николаевича бурных эмоций. Например, он спокойно рассказывает о том, что для него, юного необстрелянного пехотинца, война началась прямо со Сталинграда, и воевал он в той самой знаменитой 64-й армии, что брала в плен генерала Паулюса. Что на фронте он получил четыре серьезных ранения («это не считая всякой ерунды, например, 1 мая 1945 года мне ноготь с пальца пулей сорвало…»). Что в учителя он подался сразу после школы, в 1940-м, по совету старшего приятеля – Василия Давыдова (тот в их деревенской девятилетке вел начальные классы). Между прочим, этот Василий Давыдов спустя всего несколько лет навсегда войдет в историю, будучи удостоен звания Героя Советского Союза за то, что первым ворвался в рейхстаг…
Виктор Николаевич вспоминает детство. Мачеху, которая заменила ему рано ушедшую мать. «Она была образованная женщина, закончила гимназию в Умани. Все рассказывала мне про парк, где они гуляли с подругами… Я во время войны был в Умани, помню этот парк. Правда, нас больше интересовал не он сам, а угловой дом по соседству, с балкона которого, как рассказывали местные жители, Гитлер выступал».
«В детстве было правило: когда сенокос, надо доехать с возом до берега Чулыма – река у нас такая протекала, прыгнуть в воду с самой высокой точки на берегу и переплыть Чулым туда и обратно. Если этого не сделал – на обед не заработал. Как мне эти тренировки на фронте пригодились, когда форсировали Днепр, Днестр, Тису… Я вообще, когда на фронте видел реку и кусты рядом, успокаивался: значит, спасусь, что бы ни было».
Большая история, европейские имена и топонимы вливаются в его рассказ о самом личном, даже интимном, естественно, как ручейки в большую реку. И покоряет обаяние юмора, живой отклик на все происходящее. «Какая у вас главная радость сегодня?» — «А вот жду, как Томь вскроется». «Сколько же вам лет, Виктор Николаевич?» — «Боюсь сознаться: разлюбите меня, не успев полюбить».
Кстати, о любви своей он тоже говорит легко и искренне: «С Анной Васильевной мы уже 65 лет вместе. Согласитесь: дата внушает уважение, правда?» Выросли дети и внуки. Один сейчас в Москве, другая – в Шанхае, правнук Никита – воспитанник школы олимпийского резерва. Между прочим, занимается плаванием. Видно, в прадеда.
…А портрет, нарисованный Ритой Князевой, Виктора Николаевича позабавил: «На какого-то языческого божка я тут похож. Думал, правда, что в жизни-то помоложе. Может, это оттого, что все про молодость вспоминал, пока меня рисовали?» Но критику разводить он не стал: к чужой работе, тем более творческой, приучен относиться с уважением.
* * *
Пока в арсенале устроителей акции несколько десятков портретов. Уже выполнили свою работу учащиеся художественной школы №1 и школы искусств №19. Скоро в Кемерово привезут работы из Новокузнецка. В ближайшее время юные живописцы и графики из Кемеровского художественного колледжа отправятся в дом ветеранов: здесь их ждут сразу несколько героев, чьи портреты следует внести в галерею победителей.
Валерия Ермак уверена: к 9 Мая все, что запланировано, будет исполнено. С портретами ветеранов в руках учащиеся – авторы этих работ – пройдут торжественным маршем на параде в честь Дня Победы. Потом установят их на «Стене победителей». А потом вручат тем, кто на них изображен. На память и с вечной благодарностью.
Ольга ШТРАУС.
Фото Федора Баранова.