Белый снег, зеленый лес — не достаточно чудес ?
![]() |
|
Защитники природы нашли выход, чтобы сохранить уникальный сосновый бор в центре областной столицы. Уже идет предварительная работа по созданию на этой территории природного парка.
Особый. Сосновый. Охраняемый
Наша газета уже не раз возвращалась к этой теме. Но все равно напомним, что особенно горячо заговорили об уникальном сосновом боре тогда, когда у одного частного кемеровского инвестора возникло предложение сделать к бору через Томь канатную дорогу. А еще «Кузбасс Капитал Инвест» предложил взять в аренду у муниципалитета участок Соснового бора (городского леса) в районе Лысой горы для создания там рекреационной зоны. Предполагается, что прилегающая к канатной дороге территория Соснового бора (площадью около 6,5 га) станет продолжением центрального «горсада» на правом берегу. Старые опоры канатной дороги и часть земли под ними уже находятся в собственности компании.
Противники «захода» частного капитала в городские леса выдвигают свои аргументы: любое планировочное решение нужно рассматривать только в контексте сохранения всего бора, без вычленения каких-то объектов. Потому что появятся иные инвесторы, возникнут разные регламенты, разные объекты, и бор потеряет свою ценность как особый объект.
Уже вызвал тревогу факт возможного выставления кусочка бора на торги в интернете. А именно – презентация участка площадью 8500 кв. м, где ранее располагалась лыжная база (которая пару лет назад сгорела). Презентация висела на официальном сайте компании весь январь, в начале февраля она была удалена, но дубли в файлообменнике остались.
— Если бы шла речь об одной канатной дороге, – нет вопросов, — говорит Сергей Прохоров, юрист, один из защитников неприкосновенности Соснового бора. – Стройте её на Красную горку, на озеро… Но вопрос в том, что они хотят создать гарантированный поток клиентов на свои объекты и хранят, как тайну Мадридского двора, что они собираются там размещать. На сайте распечатана презентация «Кузбасс Капитал Инвеста» о том, что он продает 85 соток у сгоревшей лыжной базы Кемеровского госуниверситета. Университет – это федеральная структура, и вдруг его собственность каким-то образом оказывается на сайте, где расписывается её инвестиционная привлекательность… Как эта земля оказалась в их распоряжении?..
Взгляд в будущее
На сегодняшний день известно, что город уже обратился к кемеровской региональной экологической организации «Ирбис», чтобы её специалисты произвели все работы по подготовке документации для «превращения» всей территории бора (375 га) в природный парк – особо охраняемую природную территорию (ООПТ). Сейчас готовится техническое задание, как только оно будет готово, откроются торги, и если «Ирбис» выиграет этот тендер, то руководители организации обещают, что к ноябрю Сосновый бор станет природным парком. С соответствующими ограничениями хозяйственной деятельности в его пределах.
— Мы провели все необходимые переговоры, — говорит Андрей Куприянов, доктор биологических наук, профессор, — уже ищем концепцию, начали брать образцы снега на тяжелые металлы, то есть все необходимое для обоснования. Как только мы получим техническое задание, проведем собрание населения, которое должно высказаться «за» или «против». Об этих общественных слушаниях мы оповестим всех, можно готовить все пожелания. Но это ещё не проект, а обоснование создания ООПТ. А результатом будет постановление области о создании нового ООПТ под названием, допустим, «Сосновый бор». Впереди – большая работа, в частности, в поиске специалистов, которых мы будем приглашать для обоснования. В смету мы заложили два ботаника, два эколога и так далее, но кто конкретно будет работать, пока не знаем.
Да, ещё в 2011 году Кемеровский горсовет принял генеральный план города Кемерова, где конкретно было написано, что на месте бора собираются создавать лесопарк.
Но, во-первых, как поясняет Андрей Николаевич, план социально-экономического развития не является проектом. Он просто предполагает. Во-вторых, на сегодняшний день в законе об ООПТ такое название, как лесопарковая зона, отсутствует вообще. А в- третьих, в новом Градостроительном кодексе не предусмотрено понятие «городских лесов». Их там просто нет. Мы потеряли леса первой категории, которые играли защитную роль для городов. То есть из-за пробелов в законотворчестве, оставили беззащитными перед топором городские леса и сами остались беззащитными от природных катаклизмов. Это большая проблема для всей России, о которой говорят уже на всех уровнях.
В общем, стечение всевозможных обстоятельств и открыло возможность строительства в городских лесах. Если не создавать такие ООПТ в уникальных уголках, «выпущенных» из всех кодексов, — никому нет препятствий делать там все, что захочется.
— Чтобы разрулить этот вопрос, — поясняет Андрей Николаевич, — я как природоохранник считаю: создать ООПТ, и всё. Администрация заказывает проект развития своей территории. Первое – нужно её зонирование. В проекте развития должна быть прописана зона заповедная, рекреационная, административно-хозяйственная. Может, проектировщики так сделают, что и канатная дорога в эту схему нормально врежется, но главное — будет заповедное «ядро». Второе – прокладка дорожной сети. Третье – бизнес-план, откуда брать деньги. Будет штат, который и станет это выполнять. Ведь, по-хорошему, там абсолютно по-другому нужно вести лесное хозяйство. Сейчас это умирающий лес. Надо удалять все древесные растения, которые там лишние, вплоть до липы. И производить подсадку сосны, чтобы создавать разновозрастные насаждения. Если это сосновый бор, то сосна в нем должна иметь доминирующее значение, то есть на 7 сосен должно быть 3 березы, и так далее. А то шума много, но плановой работы по изучению биоразнообразия там не было. Кучу всяких рефератов дети пишут, но оно же все не структурировано. Для научного обоснования нет ни грамма информации. Там нужна аэрографическая, минералогическая характеристики… Флора и растительность, редкие виды. Предложения по охране…
Послесловие…
Между тем на электронную почту мне приходят письма: «В прошедшее воскресенье ходил на лыжах в Сосновый бор. Так вот, шел по лыжне в восточной части бора, в 50 метрах от себя случайно увидел зайца! Он такой белый-белый — как снег! Только потянулся за телефоном, чтобы его сфотографировать, — он ускакал! Так здорово!»
Евгения РАЙНЕШ.
Фото Сергея Гавриленко.
Кемерово.