Актуальное

Человек, который смог

29 марта 2013 | Игорь Алехин

Алексею Бондареву, одному из двух последних промышленновских Героев Социалистического Труда, в субботу исполняется 90 лет.

Алексей Алексеевич — агроном и ученый, кандидат сельхознаук, создатель Заринского школьного опытного поля, отличник народного просвещения, автор книг, почетный гражданин Кемеровской области, активнейший селькор газеты «Кузбасс»…

* * *

Бондарев

Родился Бондарев на Дону; школу окончил с отличием; прошел с боями Крым, Прибалтику, Восточную Пруссию; после войны поступил в сельхозинститут. Программу первых двух курсов осилил за год: старался наверстать упущенное время. Как и многие сверстники, поверил романтике вышедшего на экраны фильма «Сказание о земле Сибирской» и в 1948 году, получив диплом с отличием, отправился в Сибирь.

О выборе никогда не жалел: оказалось, что в Сибири очень много работы. Да и верил, что ломоносовское: «Российское могущество прирастать будет Сибирью» – истинно. В 1949 году стал главным агрономом совхоза «Заря» и проработал в этой должности без малого 40 лет.

Ровно 60 лет назад в жизни Бондарева случилось судьбоносное событие: знакомство с Терентием Семеновичем Мальцевым, автором безотвальной системы обработки. Став его последователем, Бондарев адаптировал мальцевскую систему к условиям заринских полей. Сегодня многие считают его одним из родоначальников минимальной технологии обработки земли в Кузбассе.

В предисловии к книге Алексея Бондарева «Человек на земле», которая вышла в свет в 1990 году, Терентий Мальцев написал: «С радостью даю добро на выход в свет этого полезного труда, созданного автором сначала на земле, а потом уже записанного на бумагу. И рекомендую повторить такой труд всем, кто по-настоящему любит и понимает землю»…

«Заря» была крупнейшим в Кузбассе свиноводческим хозяйством на 28 тысяч свиней. Земли – 28 тысяч гектаров, из них 15 тысяч пашни. На традиционные чистые пары места не оставалось, и Бондарев ввел пары занятые – кормовые викоовсяные, горохоовсяные смеси и бобовые культуры, предшествующие основному хлебу. Была опробована еще одна новинка – посев смеси овса и ячменя. В зависимости от условий года хороший урожай давала или одна, или другая культура…

Вот выдержки из очерков о Герое Социалистического Труда Бондареве (в свое время о нем было написано немало): «…с восьми центнеров средняя урожайность поднялась до 15,5. В восьмой пятилетке – до 18,1. А вот три года десятой пятилетки: 27,7, 21,3, 30,6 центнера с гектара. Высшие результаты в области!» «Более четверти века занимали заринцы первую строчку по урожайности зерновых культур. Самые дешевые по Западной Сибири привесы свиней. Самое недорогое зерно»…

* * *

В мой приезд мы не говорили с Алексеем Алексеевичем: недавно он перенес операцию, ему не до разговоров. По разнице возраста мне не довелось встречаться с ним и раньше. Но знаю людей, которые пересекались с Бондаревым, которым он известен и знаком.

— Александр Анатольевич, для тебя Бондарев – величина? – спрашиваю у 39-летнего Александра Анникова, исполняющего обязанности начальника управления сельского хозяйства Промышленновского района.

— Бондарев для всех величина.

— Но ты ведь не учился у него, не был на его полях?

— Он проработал технологию обработки земли для Западной Сибири и в частности для нашего района, которой мы пользуемся и ныне. Если ты считаешь себя агрономом, ты не можешь его не знать…

Александр Черных, практик, активнейший участник всех более-менее серьезных агромероприятий в области:

— Знаю, что он хороший агроном, я застал совещания с его участием. Он лично знал Мальцева, встречался с ним. У него была своя беспахотная система поверхностной обработки… Это реальная величина, я так думаю…

Александр Калин, который четыре года (это было в конце восьмидесятых годов) молодым специалистом-агрономом несколько лет работал в совхозе «Заря», с Бондаревым:

Таких специалистов сейчас мало. У него всегда истории полей велись: предшественники, севооборот, засоренность, сколько удобрений, какая урожайность – каждое поле имело карту… Интеллигентный человек… Я от него только один раз мат услышал, когда сорвал работу двух самолетов. Они у нас удобрения разбрасывали, химпрополкой занимались, я что-то там не проверил и… Зато на всю жизнь запомнил: поручил – проверь… Он дал мне путевку в жизнь…

Звонок в Яшкинский район, там у меня есть хороший знакомый Сергей Типцов. Тот еще тип, не признающий авторитетов, в ответ:

— Я тебе так скажу. Я у него на заочном учился в середине восьмидесятых. Он мужик, он науку на практику подтянул и практику на науку. У него было настолько все перепроверено… И при этом природу-мамку уважал, на притужальник не брал, старался понимать ее… Мы с ним столько про овсюг беседовали! Интересный дед. И преподавал хорошо…

* * *

Еще одна страничка из жизни Бондарева – преподавание в Кемеровском сельхозинституте, после того как ушел на пенсию. Восемь лет три-четыре раза в неделю отправлялся он на станцию Плотниково, добирался до станции Топки, пересаживался на автобус до Кемерова… Когда расписания не совпадали, когда бывали иные сбои – ловил частника. Если лекции стояли первой парой – вставал в три ночи. На занятия не опоздал ни разу.

Ему предлагали трехкомнатную квартиру в Кемерове – отказался: мне хорошо и в Плотникове, я там работал, там у дома растут ели, которые сам посадил, там люди, которых знаю и уважаю…

* * *

Жена Мария Кузьминична одними из важнейших качеств мужа называет его целеустремленность, настойчивость, организованность, работоспособность. Так и говорит, словно удивляясь после шести десятков совместно прожитых лет: «Гениальная работоспособность… И всю жизнь: «я должен»…

Еще вспоминает: «У меня, говорил, два принципа: что ты сделал для Родины, что ты сделал для семьи? Но семья-то часто забывалась…»

Теперь, через десятилетия, можно даже смеяться, вспоминая, как ждала по осени обещанную картофелекопалку час, два, три и как потом главный агроном и глава семьи в очередной раз внушал, что в системе приоритетов и ценностей «Заря» по отношению к семейной картошке не может быть второй…

— …он приезжал на обед, — вспоминает средняя дочь Ирина, — забирал нас, и мы, сколько помню, ездили с ним по полям. С младшей сестрой и песни попоем, и цветы пособираем, и устанем, и домой уже просимся, а он: еще давайте заедем… Он к нам добрый был… И еще одна его особенность – всегда докапывается до сути. Я даже иногда не говорила, что мне что-то непонятно в математике, например; ведь стоит сказать, и он всю ночь будет сидеть и разбираться, пока все сам не поймет. И потом уже мне объяснит…

* * *

Услышанное и прочитанное о нем разрастается кучкой мелочей, которые помогают понять этого человека.

Он старался быть точным даже в пустяках, покупая в магазине 130 граммов масла. Не в пустяках он был точным обязательно, записывая, например, в блокноте по окончании уборки: «5 часов утра 21 октября 1963 года» и все, что могло пригодиться в будущем. Он вообще считал, что земледелие – постоянный бой и что именно от агронома зависит, кем выступит природа – союзником или противником…

Заринская производственная бригада и 60 гектаров опытных полей – еще одна гордость Бондарева, его совместное дитя с директором школы Михаилом Авериным. Хозрасчет; уважение к земле и труду, матбаза школы и поездки по стране… Удивительная история, как с четырех колосков тритикале, культуры на тот момент совершенно новой, школьники вырастили семенной материал для совхоза и получили в непростой год урожай под 68 центнеров с гектара…

Когда улицу Мичурина, на которой живет, решили переименовать в улицу Бондарева, резко выступил против, считая это нескромным, неправильным.

Знакомые называли его «ходячей энциклопедией» и были уверены, что нет такого, чего не знает Бондарев.

Он заикался, но с годами научился справляться с этой проблемой.

Он прекрасно собирал грибы и всегда солил их сам. А на одной из грядок выращивал… сорняки. Потому что у ученого даже враги должны быть под рукой – на всякий случай. Даже собирался когда-то написать книгу про этих самых врагов…

Лет двадцать назад один из моих коллег спросил у Алексея Бондарева: все ли, что задумывал когда-то, успел он выполнить?

— Нет. Я да-ле-ко, — подчеркнуто растянул Бондарев, – не выполнил задуманного. Мне еще одну жизнь давайте, я и тогда не выполню того, что мною замышлено…

* * *

Напомним, что Герой Социалистического Труда – высшая степень отличия, присваивавшаяся за труд в Советском Союзе с 1938-го по 1991 год. Первым это звание получил И. Сталин, с ноября 1943 года его начали присваивать и рядовым труженикам. 16 человек стали Героями Социалистического Труда трижды, в их числе Н. Хрущев, К. Черненко, ученые А. Туполев, А. Сахаров, И. Курчатов.

Бондарев – из двадцати с лишним тысяч Героев, что были рангом поменьше, свои награды он получал не за атомную науку или управление страной, а за более земные дела, непосредственно с землей и связанные. Один из Героев Социалистического Труда несуществующего ныне государства. Но мне хорошо, мне тепло, когда я узнаю в его отношении к родине, труду, жизни, в требовательности к себе моих современников. Сложившихся и состоявшихся людей. Живших и живущих.

Не тех, о которых говорят: «Они могли бы», перечисляя их нереализованные таланты и способности.

О которых говорят: «Они смогли».

Игорь АЛЁХИН.

Промышленновский район.

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Семен
10 лет назад

Хороший человек. Чего не скажешь о его супруге. Благодаря ей ни у одной из дочерей личная жизнь не сложилась. Ну да бог ей судья

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс