Накопления обнулятся?
![]() |
|
Купить нас на страхе остаться без денег очень просто. Достаточно бросить даже мимоходом знакомое: «Кто не успел – тот опоздал», и народ уже начнет судорожно суетиться.
I.
На прошлой неделе народу была подброшена очередная страшилка: большинство россиян трудоспособного возраста могут остаться без пенсионных накоплений! Весь интернет был забит информацией о том, что государство может обнулить накопительный пенсионный взнос «молчунов», которые не предпринимают никаких действий по преумножению средств накопительной части пенсии. Уже и листовки в Кемерове по этому поводу стали раздавать. В одной из них черным по цветному так и написано, что отчисления «молчунов» в накопительную часть сначала существенно сократятся, а потом и вовсе могут быть переведены в распределительную часть и направлены на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
Перспектива кого-то кормить за свой счет большинство людей, естественно, возмущает. С какой стати мы должны отдавать свои кровные чужому дяде? Поэтому авторы листовки тут же предлагают вариант спасения накоплений: надо переходить из разряда «молчунов» в людей, сделавших свой выбор в пользу негосударственного ПФ либо частной управляющей компании. И сделать это следует не позднее января 2014 года. Опоздавшие, как пишут уже в газете «Ведомости», навсегда лишатся возможности копить на пенсию.
Стоит почитать с десяток сообщений подобного рода, и поневоле поверишь, что именно так оно и будет. Даже если ты регулярно отслеживаешь все пенсионные новости и в курсе, что включает стратегия пенсионной реформы, разработанная на перспективу.
Но если взглянуть на ситуацию трезво, начинаешь понимать: кому-то выгодна вся эта истерия, кто-то хочет, чтобы люди понеслись сломя голову туда, куда предлагают авторы листовок. То есть в НПФ.
II.
Что на самом деле затеяло государство? Сделать обязательный взнос в накопительную часть дифференцированным. Сейчас отчисления для всех работающих россиян 1967 года рождения и моложе составляют 6%, а с нового года у кого-то они станут 2%, а у кого-то останутся прежними — 6%. В этой части информации авторы листовок говорят правду.
А дальше агитаторы за НПФ, не поясняя причин изменений размера взноса, строят свои прогнозы и запутывают народ. Суть в том, что у нас в стране существует четыре категории застрахованных лиц, у которых формируются обязательные пенсионные накопления. Это «активисты», которые инвестирует свои накопления, передавая их частным управляющим компаниям. Они следят за работой компаний, внимательно читают «письма счастья» и делают выводы. Другие просто переходят в НПФ, и эти фонды сами решают, как инвестировать переданные средства, чтобы заработать прибыль. Наконец, большинство застрахованных лиц составляют «молчуны». Но и среди них существует расслоение: накопления одних переданы в расширенный инвестиционный портфель ВЭБа (государственной управляющей компании), а накопления других – в портфель государственных ценных бумаг того же ВЭБа.
Поскольку в верхах уже убедились, что «молчунов» расшевелить никак невозможно, то зачем же их насиловать? Ну, не хотят эти люди играть в экономические игры под названием инвестирование пенсионных накоплений, значит, надо оставить их в покое. Но чтобы не возникало подозрений, что государство их в чем-то обделило, им предложен такой вариант. Если в течение года они напишут заявление в ПФР с просьбой оставить им тариф 6%, как сейчас, то им его и оставят. Если в заявлении попросят снизить тариф с 6% до 2%, то снизят. А если человек так и будет «играть в молчанку», тогда государство решит за него — снизить тариф до 2%.
Но в первом случае условие такое: тебе оставляют прежний тариф в 6%, если ты, наконец, хоть немного пошевелишься. А это значит, «молчуну» надо будет подать следом заявление о выборе либо УК либо НПФ.
III.
Как видим, полного обнуления накоплений не происходит, ведь хотя бы 2% у застрахованного лица остается. Что в этом случае будет с «потеряными» 4%? Этот взнос уходит в страховую часть «молчуна». А страховая часть, как мы знаем, индексируется на размер инфляции. В прошлом году – на 6,6%. То есть и эти деньги, получается, приносят их владельцу доход, гарантированный государством. Кстати, как отмечает Елена Артемьева, заместитель управляющего отделением ПРФ по Кемеровской области, доходность от индексации может быть даже выше доходности от инвестирования средств. Ведь если ВЭБ по итогам прошлого года сработал хорошо (доходность по двум инвестиционным портфелям была 8,11% и 8,18%), то некоторые частные УК оказались даже с минусом (результат от минус 2,77% до плюс 13,7%).
— Получается, срочно решать свой вопрос о переходе в НПФ или переводе средств в УК «молчунам» не надо?
— Я бы так не сказала, — отвечает Елена Михайловна. – Смотря кто этот «молчун». Если человек молод, то стоит написать заявление оставить ему 6%. Ведь результат от инвестирования пенсионных накоплений заметен не через год-два, а в долгосрочной перспективе. Поэтому решать будут только молодые и те, кто активно следит за результатами своего выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.
— А участники программы государственного софинансирования пенсий — как быть им?
— Оставаться в программе. Потому что это не обязательное, а добровольное пенсионное страхование. Согласно стратегии пенсионной реформы, за этим добровольным страхованием будущее. Эти деньги точно никуда не денутся, поскольку уже занесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Они выплачиваются, будут выплачиваться и наследоваться.
IV.
Напоследок Елена Михайловна сделала весь расклад по взносам в накопительную и страховую части будущей пенсии. Сейчас общий тариф отчислений на пенсию составляет 22%. Из них 6% уходит в солидарную систему, то есть взносы не персонифицируются, но учитываются в так называемом базовом фиксированном размере страховой части. 10% уходит на страховую часть, эти средства отражаются на нашем лицевом счете, и потом из них назначают страховую часть пенсии. А 6% — накопительная часть, которая отражается на лицевом счете и дает право распоряжаться этими средствами. Вот тут и встает вопрос: из каких денег будут выплачивают пенсии нынешним пожилым людям, если молодым «молчунам» оставят лишь 2% на накопительную часть?
Расклад будет таков: из 22% в страховую часть пойдет 14% /вместо 10%/, 2% — в накопительную, а прежние 6% так и будут уходить в фиксированный базовый размер, который не отражается на лицевом счете. Получается, солидарный принцип пенсионной системы не претерпит изменений в связи со снижением тарифа у «молчунов». И не факт, что они, «молчуны», проиграют, если не сделают свой выбор, о котором говорилось выше.
Елена ЩЕРБАКОВА.
КСТАТИ
По данным фонда «Общественное мнение», лишь 15% россиян знают, что в стране идет какая-то реформа пенсионной системы. 39% респондентов что-то об этом слышали, 42% впервые узнали о реформе во время опроса. Стоит ли удивляться теперь такому количеству «молчунов»?