Актуальное

О вреде табака

19 февраля 2013 | Газета «Кузбасс»

 

Реплика

Почти одновременно возникли два сюжета, за которые с удовольствием ухватилась пресса. Во-первых, в Москве состоялось всероссийское родительское собрание с участием президента Путина. Родители протестовали против ювенальной юстиции, особенностей преподавания литературы в школе и других новшеств, пришедших с Запада или насаждаемых доморощенными реформаторами.

Во-вторых, Дума приняла законы против курильщиков. Через полгода запретят курение во всех общественных местах, включая злачные, то есть рестораны и ночные клубы. Позднее настанет очередь табачной рекламы и торговли в розницу. Да и акцизы на табак обещают задрать повыше, чтобы неповадно было предаваться пороку.

Вторая новость сразу напомнила польскую сказку, на которую я когда-то наткнулся, собирая горняцкие сказания всех времен и народов. За старым шахтером является смерть; делать нечего, он прихватывает трубку и кисет с табаком и отправляется в рай. Святой Петр ему, однако, заявляет, что в раю не курят. Горняк, поворчав, оставляет трубку и направляется в райский сад, где первым делом хорошенько отсыпается. Но вскоре режим содержания в раю ему надоедает, и он оттуда убегает.

«Решил святой Петр петли на райских воротах смазать, а то что-то слишком громко скрипеть стали, райскую тишину нарушают. Распахнул он ворота, тут шахтер и выскочил из рая. Петр ему кричит: «Вернись, пока не поздно! Потом не пущу». — «Мне и не надо! — шахтер отвечает. — Мне в шахту охота». — «Ну, если так, будешь сидеть в своей шахте до скончания веков! Ни тебе на землю, ни тебе на небеса!» — «Да уж лучше, чем в вашем раю. В шахте штреки да забои, в один сходишь, в другой… Крепеж проверишь, угольный пласт разведаешь. Всё при деле». Повернулся и пошел. Тут что-то шмякнуло его по затылку, а потом по уху стукнуло. Это святой Петр-ключник ему вслед с досады запустил кисет и трубочку. «Смотри-ка, — обрадовался шахтер, — ведь чуть не забыл».

С тех пор живет старый шахтер в шахте. Бродит по заброшенным штрекам, смотрит, не просочился ли где газ, а перед обвалом сыплет мелкую породу, чтобы шахтеры услышали и вовремя ушли из забоя. Если разыщет новый богатый пласт, старается навести на него горняков. А вот увидеть его редко кому удается. Не любит он людям показываться».

Эта заметка – не о курении в шахте, хотя такая проблема существует, и в горняцких сказаниях она отражена; но об этом как-нибудь в другой раз. Эта заметка – об образе Земного рая, который под воздействием многочисленных утопий – от платоновской Атлантиды до «Властелина колец» Джона Толкина – давно уже превратился в образ Блаженной страны на Западе. Понятен этот образ и нашим соотечественникам, о чем свидетельствует хотя бы уличная реплика, сохраненная писателем Михаилом Успенским: «Хорошие люди после смерти попадут в США, а плохие – в Сомали».

Когда-то большую часть новшеств мы заимствовали на Востоке: чай – у китайцев, порох – у персов, слова «деньги» и «карман» – у татаро-монголов. Начиная примерно с Петра Великого мы повернулись лицом к Западу, и одним из первых заимствований был именно табак. Потом пришли другие новшества, включая такие существенные, как революции и права человека, марксизм и атеизм, атомная бомба и мини-юбка. Нынче на Западе новые поветрия – в частности, борьба с курением. Вопрос заключается в том, можно ли усваивать западные новинки по отдельности, или придется брать целиком, в одном пакете, включая ювенальную юстицию, однополые браки и прочую толерантность и политкорректность, которую большинство российского населения на дух не переносит.

История вроде бы показывает, что нельзя: хочешь табака с картофелем – бери в той же обертке и революции, поначалу в форме дворянских переворотов, на которые так щедр был российский XVIII век. С другой стороны, западная мода на кофе у нас традиционного чаепития все-таки не вытеснила. Дело, видимо, в том, что элитам у нас свойственно увлекаться – до такой степени, что во времена Пушкина столичные дворяне разговаривали исключительно по-французски, а русский язык начинали забывать. К элитам, безусловно, относятся и нынешние думские депутаты. А народ, он сам разберется, что ему по вкусу – атеизм или православие, табак или горные лыжи, шашлык или вегетарианские котлетки из шпината, тут ему никто не указ.

Поэтому курильщикам отчаиваться не надо. Гордый поляк из сказки явно поторопился: если бы он задержался на небесах и осмотрелся как следует, то нашел бы там все то же, что и на земле. Уже Платон помещал на небе идеальные прообразы всех земных вещей – в том числе, надо полагать, и табака. Примерно о том же свидетельствовали и Джон Мильтон, и Эммануил Сведенборг, и другие знаменитые визионеры. В общем, русский человек и в западном раю устроится, не поступившись вредными привычками.

Юрий БОРИСОВ.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс