Актуальное

Образование нового образования

14 февраля 2013 | Газета «Кузбасс»

 

учитель

Новый 400-страничный Федеральный закон «Об образовании» вышел. И опять вызвал массу вопросов социального, финансового и юридического толка. Споры продолжаются.

Как учить дошколят?

Обсуждению нового закона был посвящен круглый стол, состоявшийся на этой неделе в Кемерове в рамках образовательного форума. Понятно, что нельзя объять необъятное, но некоторые вопросы, вызвавшие недоумение нашей педагогической общественности, на нем были обозначены. И даже сформулированы проблемы, которые и в стране в целом, и конкретно в нашем регионе могут встать перед педагогами.

Например, появление в законе дополнительного вида образования. А именно – «предшкольного». То есть, если раньше мы еще могли посетовать «не лишайте детей детства, не надо заниматься процессом обучения в детском саду», то теперь дошкольное образование будет официально узаконено. Появилась новая должность – «преподаватель-воспитатель дошкольного образовательного учреждения». Кто это должен быть?

— С моей точки зрения, — говорит Наталья Касаткина, доктор педагогических наук, зав. межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, — эту должность ни в коем случае не должен занимать учитель начальных классов. Если мы отдадим это учителю начальной школы, то в предшкольном образовании будут те же самые уроки, которые мы ведем в начальной школе. А в этом возрасте обучать детей надо в игре, искать новые технологии. И здесь нам нужно подготовить воспитателей к этой деятельности. Для этого необходимо менять и систему подготовки этих преподавателей в педагогических училищах, колледжах и на факультете дошкольного образования Кузбасской педагогической академии. Почему пока мы об этом говорим как о будущем? Все дело в том, что, пока у нас не хватает мест в дошкольных организациях, мы перейти полностью на выполнение этих стандартов не сможем. Значит, начнем в форме экспериментальных площадок, и тут нам придется из первоклассников комплектовать разные классы — делить детей на тех. которые проходили предшкольное образование, и которые не проходили.

Дело такого уж далеко будущего? Напомню, что уже есть поручение президента России, по которому до 2015 года все дети от 3 до 7 лет должны быть обеспечены местами в детских садах.

— Могу сказать, — объясняет Елена Руднева, доктор педагогических наук, ректор кузбасского регионального института развития профессионального образования, — что если бы мы не принимали детей от полутора лет в детский сад, то уже сегодня наш регион мог бы всех детей с трех лет местами в детсадах обеспечить в полном объеме. Через два года мы можем прийти к тому, чтобы все реально получали дошкольное образование. Другой вопрос – как? И в стране в целом, и в нашем регионе довольно остро стоит проблема отсутствия высшего образования у большинства работников детских садов. Несколько лучше ситуация складывается на юге Кузбасса – спасибо Государственной педагогической академии в Новокузнецке…

Гимназий и лицеев не будет?

Что касается среднего образования, то, например, в новом законе нет деления на основную и полную школу – речь везде идет о классах с 1-го по 11-й. Из новых предметов вводится пока только один: «Основы религиозного воспитания» в четвертом классе.

Непонятно, почему меняется статус – теперь не будет образовательных учреждений, а будут образовательные организации. В чем разница? Никто ответить точно не может. Остается только ждать, когда министерство спустит подзаконный акт, в котором все объяснит. Сразу возникают подозрения, что такая перемена в названии будет влиять на финансирование. Также в этом плане подозрительно то, что исчезли из закона лицензии лицеев и гимназий. И вообще в новом законе видов образовательных учреждений нет. Есть типы, но нет видов. Исчезли не только гимназии и лицеи, но и техникумы, колледжи, училища, университеты, академии и институты.

— Нам ничего не остается сегодня, как ждать структуры системы образования, которую министерство должно все-таки выпустить, — поясняет Наталья Касаткина.

Что делать «нестандартным» выпускникам?

При отсутствии начального профессионального образования, по новому закону поступать в среднее профессиональное учреждение можно только на основе среднего образования. И это большая проблема для выпускников коррекционных школ, которые не дают этого среднего. Раньше их принимали в начальное профессиональные училища, ребята были обеспечены профессией и возможностью себя содержать в будущем. Как сегодня министерство собирается решать эту проблему? Не ясно. Есть и ещё проблемы, которые могут встать перед «нестандартными» выпускниками. И не только коррекционных школ.

— С моей личной точки зрения, неправильно то, что в новом законе об образовании отменены льготы при поступлении в высшие учебные заведения для детей-сирот, — считает Елена Руднева. — Я не знаю в целом по стране, но по региональной статистике таких детей у нас поступает в вузы менее 5 процентов. Их и так было совсем мало, сегодня получается, что высшее образование для этой категории становится недоступно. Вместо этого вводятся из федерального бюджета в течение года для таких детей бесплатные подготовительные курсы при вузе. Но эти курсы не гарантируют поступления, это не рабфак советских времен. И ещё один нюанс: где они жить будут?

Проблемы в сфере профессионального образования могут возникнуть уже очень скоро. Образовательные организации подчиняются не только закону об образовании, но и закону о некоммерческих организациях. То есть, по условиям конкурса муниципалитета на обучение определенного количества детей, только он будет определять, какой процент учеников должны получить повышенный уровень образования, а какой – просто стандартный.

— И если в общем образовании хотя бы понятно количество детей, — говорит Елена Леонидовна, — то для системы профессионального образования это серьезная проблема. Чтобы объявлять конкурс на обучение какого-то количества специалистов, нужно объективно иметь какое-то понятие, сколько их нужно вообще, в перспективе. Мы уже столько лет говорим о том, что нам нужен прогноз по подготовке специалистов, но этого прогноза никто нам не может дать. Все, что сегодня у нас есть, – это сколько людей стоит на бирже труда и какие специальности востребованы на сегодняшний день. Это огромная работа, которая предстоит и образовательным организациям в том числе. Если сегодня конкуренция среди образовательных учреждений в основном связана с престижностью, то здесь начнется конкуренция в чистом виде, в том числе и в финансовых вопросах.

Дорожная карта

Одновременно с законом вышел ещё один документ — план мероприятий («дорожная карта») под названием «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». И это уже более серьезный вызов системе образования. Там есть конкретные целевые показатели, которые должны привести систему к 2018 году и эти тенденции совсем не радуют.

Так, например, «дорожная карта» планирует повсеместное увеличение количества учеников на одного преподавателя: в детсадах – с 8,7 до 9,8 (рост на 12%), в школах – с 10,9 до 13 (19%), в вузах – с 9,4 до 12 (27%). Вместе с тем — серьезное сокращение преподавателей (на 44% в вузах, на 35% в техникумах и колледжах и на 7% в школах), причем ожидается сокращение опытного состава. Акцент делается на увеличение доли молодежи среди учителей – но захочет ли этого молодежь?

Евгения РАЙНЕШ.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс