Приватизационное окно вот-вот захлопнется. Успеть бы!
Бесплатная приватизация жилья заканчивается 1 марта. И судя по возникшему ажиотажу, это обстоятельство волнует не только население, но и чиновников, правозащитников, законотворцев.
Беготня без результата
До самого января наш «долго запрягающий» народ тешил себя слухами о возможном продлении бесплатной приватизации еще на два года, а сейчас, когда уже стало ясно, что ожидания могут не подтвердиться, рванул оформлять документы. В Кемерове, например, последние полтора года обращалось по поводу приватизации примерно 100-150 человек в месяц, и даже декабрь был относительно спокойным, зато в январе приняли сразу 576 человек. В начале февраля в два места приема – в центре содействия в улучшении жилищных условий на ул. Арочной ,41, и просп. Советскому, 59 было уже, как говорится, не протолкнуться. Причем, к удивлению многих горожан, одного заявления о желании стать собственником да ордера с парой справок из ЖЭКа для полного пакета документов оказалось недостаточно. А значит, надо еще бежать в разные концы города оформлять технический и кадастровый паспорта. На оформление только последнего должно уйти не менее недели. А уж про технический паспорт и говорить нечего, особенно если выяснится, что в квартире была хотя бы небольшая перепланировка. На узаконивание одной только перепланировки уйдет месяца три. А беготни по разным инстанциям сколько! Проще восстановить снесенную, скажем, в санузле перегородку, чем терять столько времени и сил на узаконивание вашей переделки.
Но даже и без перепланировки моя соседка Наталья не знает, как хотя бы начать процесс оформления приватизации жилья. В пункте приема документов на ул. Арочной, 41, ей выдали обширный список справок, которые она должна представить. Человек ходит по кругу, даже не понимая, чего от нее хотят. Поэтому никак не получается собрать полный пакет нужных бумаг. Дважды ходила в центр технической инвентаризации: то не хватало копий документов, то, выстояв очередь, была направлена в другой конец города – на Тухачевского, 21, за оформлением кадастрового паспорта. А еще надо справку, где проживала она с дочерью с февраля 1992 года по день регистрации по последнему адресу, а также доверенность прописанного в ее квартире мужа, заверенная нотариусом, что он тоже хочет (или не хочет) быть собственником. Из управляющей организации, обслуживающей дом, надо взять справку о составе семьи, поквартирную карточку в двух экземплярах. То есть для работающего человека, как Наталья, вся эта бесконечная беготня немыслима, потому что отпрашиваться каждый раз у начальства то в РЭУ, то в ЦТИ, то еще много куда – значит стать кандидатом на увольнение при ближайшем сокращении штата. Вот и сидит моя соседка, опустив руки.
Зовем помощника?
Может, найти посредника, который оформит все необходимые справки за плату? Одинокая мама готова заплатить тысячи рублей тому, кто избавил бы ее от хлопот. Или ждать 1 марта, когда станет возможной платная приватизация? «Ведь не станут сразу же драть с населения три шкуры за передачу в собственность наших не очень-то завидных квартир в старых хрущовках?» — так считает Наталья.
Однако все эти расчеты женщины выглядят наивными. Особенно после того, как мы побывали с Натальей 8 февраля в Центре технической инвентаризации. Народу там было немного, но среди посетителей – большей частью те самые посредники из агентств недвижимости, на услуги которых расчитывала женщина. При этом посредник Александр сказал нам прямо: опоздали. Вот, мол, последних клиентов документы дооформляю и все – новым помочь уже нереально к такому сжатому сроку. К тому же при оформлении выясняются разные отягчающие обстоятельства. Например, дом не зарегистрирован, хотя люди в нем живут. «Но наш-то дом точно зарегистрирован за 40 лет эксплуатации!» — убеждаем мы посредника. И тот сдался: «Ладно, несите из РЭУ поквартирную карточку, копию ордера, и я попробую что-нибудь для вас сделать». Стоят такие услуги от 20 до 50 тысяч рублей в зависимости от сложности ситуации.
Власти города – не в стороне
Второй вариант – ждать, что будет после 1 марта, — еще туманнее. Потому что никто не знает, будет ли вообще возможность у людей приватизировать муниципальное жилье хотя бы по рыночной или кадастровой стоимости.
На пресс-конференции в администрации Кемерова 8 февраля был задан такой вопрос о перспективах на приватизацию и деприватизацию. Ответ прозвучал четко: пока нет нормативных документов, регламентирующих процедуру, да и саму возможность приватизации или деприватизации жилья после 1 марта хотя бы за деньги. А будут ли такие документы приняты – никто не знает.
Учитывая, что проспавшие отведенный срок горожане сейчас буквально «рвут и мечут», власти Кемерова приняли меры: с 9 февраля открыты дополнительные пункты приема документов (вместо двух теперь их семь, включая территориальные управления районов города и МФЦ), введены дополнительные часы приема и даже изменен объем пакета документов. Теперь таким людям, как Наталья, можно не впадать в отчаяние при мысли о неготовности технической документации или кадастрового паспорта. Эти хлопоты администрация города готова взять на себя, как пояснила заместитель главы Кемерова Ольга Турбаба. Главное – успеть сдать заявление до 1 марта, а там уже можно спокойно ждать решения о передаче в собственность вашей квартиры (либо об отказе в передаче). Если что неясно, работает телефон «горячей линии» для кемеровчан: 75-24-36.
Сколько можно продлять?
Бесплатная приватизация в России проходила в несколько этапов: первая с 1992 года была бессрочной, затем устанавливали сроки — до 2007 года, до 2010-го и, наконец, до 1 марта 2013 года. Большая часть населения (у нас в столице Кузбасса — около 80%/ уже реализовала свое право. Тем не менее в Кемерове остались муниципальными 13 тысяч квартир.
Чего, спрашивается, ждали оставшиеся несобственники? В очереди на прием документов кто-то из горожан пожимает плечами, не зная, что ответить. А некоторые ссылаются на так называемые семейные противоречия: мол, каждый хотел приватизировать квартиру только на себя, не учитывая интересы остальных проживающих. Пока уговаривали друг друга – уже и срок приватизации подошел к концу.
Но есть люди, которые при всем своем желании не могут пока участвовать в приватизации. Например, жители ветхих и аварийных домов, ожидающие переселения в новые дома, состоящие в очереди на жилье сироты, а также граждане, проживающие в служебном жилье, военнослужащие. Судьба этих людей очень волнует депутатов Госдумы. Поэтому их интересы, возможно, будут учтены продлением срока приватизации еще на два года. Скорее всего, уже завтра Госдума примет решение в пользу военнослужащих.
Что же касается остальных «опаздывающих» людей, то и в их защиту тоже выступают некоторые народные избранники. Они предлагают продлить приватизацию для всех россиян на три года — для принятия более взвешенного решения: становиться собственником или нет. Но это предложение может не пройти.
Елена ЩЕРБАКОВА.