В ожидании чуда?
Подробности.
904 человека, работающие сегодня на Салаирском горнорудном производстве, почти месяц живут тревогами. В январе они узнали, что собственник предприятия принял план по приостановке работ в карьерах и на обогатительной фабрике этой весной. «Спасает» их пока только отсутствие официальных уведомлений с предупреждением об увольнении и… здравый смысл, который в регионе, как правило, побеждает в таких ситуациях.
По данным председателя профкома обособленного структурного подразделения «Салаирское горнорудное производство» ОАО «УК «Кузбассрезрезуголь» Марины Бушинской, план мероприятий по приостановке производства был подписан 18 января руководителем «УГМК-Холдинга» (управляющая компания «Кузбассразрезугля») Андреем Козицыным.
Согласно этому документу до 1 марта должны быть приостановлены работы по добыче, до 1 мая – по переработке руды на двух участках. Указаны и примерные сроки высвобождения людей. Если они будут строго соблюдаться, то уже со следующей недели работники должны получить первые уведомления о сокращении (по закону делается это за два месяца до самого сокращения).
В центре занятости населения Гурьевска тоже пока не получали официального документа о предстоящем массовом увольнении. По словам заместителя директора центра – начальника отдела трудоустройства Раисы Санкиной, пока специалисты службы консультируют предприятие на предмет правильного оформления процедур сокращения.
Работники предприятия уже написали письмо губернатору с просьбой вмешаться в ситуацию. «Мы, работники ОСП «Салаирское горнорудное производство» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», – говорится в письме, – просим вас не допустить закрытия карьера». По мнению авторов письма, с ликвидацией градообразующего предприятия, а население города Салаира составляет 9600 человек, люди потеряют рабочие места, город и район – налоги. «Салаир превратится в город пенсионеров, молодежи негде будет работать, жилищные программы свернутся, возникнет социальная напряженность, усугубится криминогенная обстановка».
Экономический расчет
Заочный ответ на эти эмоции дал на этой неделе сам Андрей Козицын, приезжавший в Кемерово. По его словам, по салаирскому предприятияю решения пока нет: «Мы ищем экономический выход из той ситуации, в которой оказалось предприятие. Потому что сама его работа, несмотря на высокие цены на металлы, с учетом коэффициента вскрыши и структуры затрат – это ежегодная генерация убытков. Эти убытки компенсируются за счет угольного бизнеса. На самом деле, это неправильно. Каждый бизнес должен или работать, или он не имеет права на жизнь». По различным сведениям, убытки предприятия составляют от 600 миллионов до почти 1 миллиарда рублей в год.
Салаирское горнорудное производство УГМК развивает с 2005 года. С 2008-го производство представляет собой полный цикл добычи и переработки руды на обогатительной фабрике. Руды с содержанием меди считаются здесь «бедными» — с низким содержанием металла. На то, чтобы добывать эту руду, салаирцам приходится выполнять объем подготовительных работ (вскрышу), в несколько раз превышающий показатели на аналогичных предприятиях в России. Дальше «растягивать» такую ситуацию не имеет смысла, считают в УГМК. К тому же 2013 год с его низкими ценами на уголь почти не оставляет надежд на то, что «Кузбассразрезуголь» своим «черным золотом» поддержит медь.
Давайте посчитаем!
«Мы знаем об убытках, и чтобы они не были слишком высокими, в конце прошлого года мы приостанавливали работу на два месяца, – говорит Марина Бушинская. – Хотя до коллектива до сих пор не довели реальную ситуацию. Мы уверены, что экономические резервы у предприятия есть. И мы готовы в такой непростой ситуации сесть за стол переговоров с работодателем, выработать меры, которые могли бы поправить ситуацию».
В коллективе говорят о вариантах приостановки не всех производств. В частности, здесь производят баритовый концентрат, очень востребованный на рынке, – можно сохранить это направление. Хотя вряд ли это снимет остроту социальной проблемы. Для Гурьевска и Салаира в любом случае будет слишком много кандидатов на трудоустройство.
Для справки
По данным центра занятости Гурьевска, на сегодня в городе, в семи сельских поселениях и в Салаире 254 вакансии (больше всего требуется врачей, медсестер, электрогазосварщиков, слесарей разного профиля, учителей). Безработными же являются 697 человек.
В Гурьевске, как и в некоторых других кузбасских городах, уже есть опыт работы в режиме массовых увольнений. По словам Раисы Санкиной, в Гурьевском филиале «Евразруды» в минувший кризис шла индивидуальная работа с кандидатами на увольнение. Итог этой работы – цивилизованное высвобождение пенсионеров, перевод людей в другие подразделения компании. Формально сокращена почти половина работников, но работу пришлось искать немногим. Был подобный опыт и с Гурьевским метзаводом.
Одним из вариантов решения проблем трудоустройства салаирцев, которые могут быть сокращены, сегодня называется максимальное трудоустройство людей на предприятия «Кузбассразрезугля». Заявки от угольных разрезов уже приходят в Салаир. Правда, пока мало – 49. Их них ни одной для женщин, которых на предприятии 259. Искать работу самостоятельно, уверяет Марина Бушинская, бесполезное дело. На метзаводе, на руднике сегодня тоже проблемы.
По данным Кемеровской организации горно-металлургического профсоюза РФ, на сегодня наблюдается снижение объемов производства на некоторых предприятиях «Евразруды», для оптимизации затрат проводится перевод людей в другие подразделения. 60 человек планируются к увольнению с Гурьевского метзавода в связи с изменениями в режиме работы сортопрокатного цеха.
В администрации области газете «Кузбасс» пояснили, что сегодня власти совместно с бизнесом ищут выход из ситуации, причем такой, который позволил бы по максимуму защитить людей. «Это здравый смысл. К тому же в Кузбассе уже есть опыт работы и в более критических ситуациях – в кризис 2008-2009 годов с работниками НКМК и Запсиба. Найдем выход и в этот раз!» – заверил «Кузбасс» высокопоставленный чиновник обладминистрации.
Татьяна ДУМЕНКО.