Дожить до весны. А дальше?
Проблема
![]() |
|
Две недели назад, 15 января, в материале «Зимние разговоры о телеге» «Кузбасс» рассказал об очень непростой ситуации, которая складывается в агропроме после аномальной засухи-2012. Ее итогом, в частности, стал дефицит семян под урожай-2013 и кормов для животных.
Сегодня – продолжение темы.
Виктор ЛОБАНОВ, председатель колхоза имени Ильича, Беловский район:
— Нам нужно купить 800 тонн элитных семян – пшеницу, ячмень. Свое не наросло, это одно. Второе – зерно щуплое, энергия прорастания очень низкая. Лучше не экспериментировать, у нас и так эксперименты с природой, а если добавить экспериментов с семенами, то вообще труба. Семена элитных репродукций стоят от 15 до 18 рублей за килограмм, везем из Новосибирской и Тюменской областей. Ответить, сократим ли посевные площади, пока не могу: смотря на сколько семян хватит денег.
Кто хочет умереть заранее и не получить урожай, тот из-за недостатка средств будет что-то менять в технологии и экономить на ней. Это, конечно, не выход. Сеять надо, предпосевную обработку почвы проводить надо, удобрения и химия – надо. Но денег у большинства нет не то что на гербициды, а даже на семена. Думаю, процентов 20, а то и больше агропроизводителей могут не пережить этот год.
По кормам у нас все хорошо, мы ведь животноводство убрали. Говорил власти: видите, что экономика не складывается? Будете помогать нам или нет?! Разложил все карты «за» и «против», они говорят: нет у нас ничего на это дело. Ну, говорю, раз не будете, то и весь ответ… 400 дойных коров было, убрали всех – и продали, и на мясокомбинат сдали. Люди работают: у нас везде нехватка с кадрами. Тем более в овощеводстве много ручного труда на затарке, на переборке.
С овощами принципиально ничего не изменилось, наши объемы по-прежнему самые крупные в области. Картошки остается 650 гектаров, 150 морковки, капуста, свекла. Холодильники на семь тысяч тонн овощей, переработка, мощная техника. У нас один человек сеет 200 гектаров овощей и один убирает, представляете?! Один комбайн накапывает девять тысяч тонн морковки! На одного человека получается товарной продукции на три миллиона…
Но что хотел бы сказать… Судя по обещаниям нашего правительства и судя по делам, перспектив у сельского хозяйства я не вижу. Может, завтра они изменят свою позицию?
Александр ВАСИЛЬЕВ, пенсионер, с. Севск Прокопьевского района:
— В 1978 году окончил сельхозинститут, всю жизнь в сельском хозяйстве. Почти 12 лет отработал директором совхоза. Сейчас пенсионер, в личном подсобном хозяйстве восемь голов, из них три коровы. 40 гектаров земли. Заготовка кормов в том году не получилась, за свои 62 года я такой засухи не видел, пришлось искать ребят и в подтаежной зоне косить неудобицы. Кормов мало, коров держим впроголодь.
Корма обошлись дороже раза в три-четыре, удалось приобрести всего 44 тюка сена, это тонн 15-16, тюк – 1700 рублей. Комбикорм вырос в цене до 12 тысяч рублей за тонну… Но все равно скажу, что корова всегда была выгодна, даже в этом году. Мы на сено затратили 70 тысяч рублей, но все равно это окупим. Плюс работа для собственного здоровья.
Четыре головы крупнорогатого скота пришлось забить, как только кончился подножный корм. Мясо продавали – заднюю часть по 240 рублей, переднюю – по 220: у нас есть постоянные клиенты. А те, кому срочно надо было продать, сдавали скупщикам по 170 рублей. Это когда кости на ярмарке стоили 190. Зато сейчас цена уже начала расти…
Если честно сказать, смотрю на хозяйства, которые рядом, и становится страшно. Заготовили кормов мизер, но на бумаге нарисовали 33 кормовые единицы, это довольно сытная зимовка. А на самом деле бьют скот беспощадно, остальных держат впроголодь. Весной останутся кожа да кости. Урожай многие вообще не убирали: зачем жечь соляру, платить заработную плату, если ничего не выросло?
В частном секторе не лучше. У нас в Севске лет за десять вместо 200 коров осталось 50. Нет уже ни кур, ни гусей, ни свиней.
Евгений СИНЧЕНКО, заместитель главы Мариинского района по сельскому хозяйству, начальник управления сельского хозяйства:
— С семенами в районе нормально, даже есть излишки, которые мы готовы реализовать, – около тысячи тонн. Для себя семян нужно со страховым фондом около восьми тысяч тонн. В феврале-марте приступаем к очистке, думающие хозяйства готовят зерно к сертификации качества, это другая ценовая категория. Неплохие шансы заработать на семенах у КХ «Радужное» (глава Михаил Сирота), у фермера Михаила Котова, у СПК «Калеульский» (директор Анатолий Растегаев).
С кормами теперь проблем нет вообще, потому что кормить некого. В последние годы поголовье было стабильное, КРС в общественном секторе на уровне 1900-2100 голов, с фермерскими хозяйствами до 2500. Коров от 1300 до 1450. Сконцентрированы были в основном в ООО «Агрофирма «Разгуляй» и ООО «Кийское». На сегодняшний день в общественном секторе осталось 300 голов КРС в «Кийском» и 210 коров в фермерских хозяйствах. Из-за этого снижения поголовья район потерял 270 рабочих мест, из них 30 человек стали ездить на работу в Чебулинский район. Неурожай спровоцировал сокращение животноводства, позволил реализовать то, о чем давно думали.
Тем не менее есть хозяйства, которые стараются сохранить маточное поголовье, не снижать посевные площади. Ну, не может критический период длиться пять лет. Все равно будет попроще…
Еще одна проблема района – освободившиеся посевные площади. Только от двух хозяйств это около шести тысяч гектаров. «Пристроить» их будет очень непросто: наша специфика – большое количество фермерских хозяйств, более пятидесяти на такой маленький район. Увеличение ими площадей на 20-30 гектаров потери не перекроет.
У частника особых проблем с заготовкой грубых кормов не было, но резко выросла цена на фураж. Это дало сокращение на 50-70 коров. В перспективе на частном секторе скажется и отсутствие общественного стада, потому что весной и осенью люди приобретали бычков и телочек, а сейчас где купишь? Сложно будет с племенной работой, с ветобслуживанием.
Анатолий ДИГАНОВ, заместитель начальника департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области:
— Зимовка текущего года очень сложная. Из-за погодных условий заготовлено на пять центнеров кормовых единиц на голову скота меньше, чем годом раньше. Особенно пострадали большие районы с большим поголовьем – Ленинск-Кузнецкий, Промышленновский, Юргинский. Но если по грубым и сочным кормам мы все-таки как-то проживем, то очень велик дефицит концентрированных кормов. Поэтому нужно стараться дотянуть до нового урожая, сохранить маточное поголовье всех животных – крупнорогатого скота, свиней и всего остального. Мы изыскиваем все возможности, какие есть: это отходы от промпроизводства – и отруби, в которые добавляем премиксы, чтобы как-то сбалансировать рацион; это жмыхи рапсовые, барда, пивная дробина и жом; за пределами области – на Алтае – ведется закуп жмыхов и патоки… Продолжается закуп зерна у соседей, ведется переброска кормов из других районов…
У нас пока дела обстоят еще более-менее, а в одной из соседних областей, мне звонил коллега, племенных коров и овец вырезают! У них осталось всего по одному центнеру кормоединиц, возили сенаж за 500 километров из Омской области, но и там он кончился. Раньше спасал Казахстан, но там нынче тоже зерно не выросло… У многих стоит задача – хоть как-то выжить…
Андрей КРЫЛОВ, генеральный директор ОАО «Юргинский гормолзавод» и ООО «Юргинский»:
— Ситуация очень тяжелая. Сочных кормов до зеленой травки нам, наверное, хватит. Зернофуража до нового урожая не хватает около 250 тонн, это месяц с учетом того, что рацион урезан до предела. «Подчистили» молодняк и коров, которые были менее продуктивны. Молоко по рентабельности ушло в минус за счет роста цены кормов.
Семян может и хватить, потому что урезаем посевы зерновых на 700 гектаров, заменив их рапсом и однолетними травами. Докупать будем только семена кукурузы на силос и суданскую траву вместо зерносмеси из гороха, овса, ячменя.
Самый сложный вопрос сегодня – в деньгах, абсолютно нет понимания, как нам выходить на посевную. В том году мы взяли кредит, посеяли, ничего не убрали, в итоге банку надо отдавать 25 миллионов рублей, но нечем. Пролонгацию кредита на год сделали, но коль есть пролонгация, то неизвестно, выдадут ли нам еще один кредит для новой посевной. И второе – кредитная нагрузка будет, конечно, неподъемная с учетом невозврата кредита прошлого года.
Но посеять – только четверть проблемы. Еще четверть – затраты на обработки в течение лета и половина – на уборочную. Можно ужаться, выгнать в поле все лохматье и отсеяться, но что дальше? Приходится рассматривать критический вариант, при котором будем сеяться только на половине площадей. Он стоит 9,5 миллиона рублей, но в итоге потеряем потенциальные объемы продукции, сократим доходную часть…
На коровах мы, конечно, продуктивность потеряем, но это не критично. По кормам, будем надеяться, как-то проскочим до лета. А вот с посевной непонятно.
И вокруг у всех ситуация аховая. Если не будет какой-то серьезной поддержки, очень многие этот год не переживут. Рядовой потребитель, может, этого и не увидит, потому что мясо заменят на импорт, молоко и сегодня в немалой степени восстановленное, просто будет такого больше. А вот отрасль упадет достаточно серьезно. Это мое мнение.
В чем вижу помощь? Самое элементарное – у всех серьезная задолженность по аренде земли. Может, простить ее, убрав риски банкротств? Кроме того, мы лично уже несколько месяцев не платим налоги: когда стоит выбор, платить зарплату или налоги, выбираешь первое плюс расходы на текущую деятельность, чтобы хоть скот не резать. Налоги копятся, и даже если будет шанс получить кредит, одно из обязательных условий для этого – отсутствие задолженности по налогам… Нужна какая-то деятельная поддержка государства, а пролонгацию невозвращенных кредитов надо делать как минимум года на три. Но, похоже, Москва этого не понимает…
Тем временем
12 декабря 2012 года министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров подписал соглашение с администрацией Кемеровской области о реализации Госпрограммы развития АПК на 2013-2020 годы. По условиям соглашения Минсельхоз предоставляет области за счет федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий госпрограммы. В качестве главных критериев ее выполнения – результаты работы по обеспечению высоких темпов достижения целевых индикаторов и соблюдение принципов проектного финансирования.
По данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, суммы субсидий по направлениям будут озвучены во второй половине февраля.
Подготовил
Игорь АЛЁХИН.
Сельскому хозяйству пришол пи…ц полный!!!
помоему нашему государству не нужно сельское хозяйство.