Отогрели Вику…
Коллизия
Глава Мариинска Владимир Бобров вручил благодарственные письма за спасение ребёнка инструктору-кинологу ЛИУ-33 Алексею Голодникову и продавцу павильона «Викас» Ольге Белоруковой. Днём раньше, на празднике жителей улицы Кутузова, оба были поощрены межмуниципальным отделом МВД России «Мариинский» и общественным советом при ОВД.
…Случай, о котором начальнику организационно-территориального отдела городской администрации Ольге Познанской поведал в январе председатель уличного комитета ул. Кутузова Николай Пищелин, произошёл еще до Нового года. В тот морозный день в 21.30, как обычно, кинолог Алексей Голодников, проживающий в районе Стройки, вышел на прогулку со служебным ротвейлером Арчибальдом. Маленькую девочку в коротенькой розовой курточке, стоявшую возле жилой двухэтажки на безлюдной улице Покрышкина, он приметил ещё издали.
Удивившись, что в такое позднее время ребёнок находится без взрослых, Алексей привязал Арчибальда в сторонке и подошёл к малышке. Та плакала от страха и холода и толком объяснить ничего не могла: «Няня вышла, а дядя Серёжа спит».
Как выяснится позже, трёхлетняя Вика П. из неблагополучной семьи, заблудилась, пройдя улицу длиной «с целую остановку». Одета она была легко: в осенней курточке, валенках на тонкие колготки. К счастью, недалеко находился круглосуточный торговый павильон «Викас».
«Я взял девочку на руки и понёс в магазин, успокаивая ее разговорами», — вспоминал Алексей. Дверь дежурного павильона была закрыта, и Алексей постучал: «Пустите погреться! Здесь девочка замёрзла!» Дверь приоткрылась, и женские руки подхватили ребёнка: «Где вы нашли её?» Кинолог с облегчением вздохнул и пошёл за Арчибальдом, вместе с ним попробовав определить, откуда пришла девочка. Но по свежему следу молодой пёс привел к тому же павильону.
Ольга Белорукова, продавец павильона «Викас», только недавно вышла из декретного отпуска – её маленькой дочке два с половиной годика. Взяв на руки потерявшуюся девочку, она по-матерински содрогнулась, даже заплакала от жалости: Вика была как ледышка! Ольга унесла ее к себе в склад, сняла с себя шаль, укутала, приласкала, напоила горячим чаем:
— Спрашиваю: «Как попала сюда?» Она: «Я к тебе шла. Дядя Сережа спит, а я оделась и ушла». «А мама твоя где?» — «Ушла…».
В 10 часов вечера Ольга вызвала полицию. Девушка в форме всё время старалась разговорить девочку. «Надо было, чтобы Вика не боялась ехать с ними в приют. Они уехали, а я еще долго не могла успокоиться».
Горе-бабушка Ольга Зоболева, сорока лет, и её старшая дочь Евгения проживают на ул. Кутузова. По словам социального педагога комплексного центра социального обслуживания населения Ольги Соболевой, в доме – частые ссоры и драки, обе — добрые выпивохи, живущие в антисанитарных условиях. На Евгению сегодня готовятся документы на лишение её родительских прав: старший сынишка шесть лет живет в приюте, а младший, которому нет и двух лет, — в социальной палате ЦГБ. Прописана в доме матери и её младшая дочь, 20-летняя Татьяна — мать Вики. Без работы и образования, она часто меняет место жительства, скитаясь с сожителем по съемным квартирам, а трёхлетняя Вика находится с бабушкой. Вот и тем вечером Ольга и Евгения Зоболевы взяли её с собой в гости к подруге Евгении, а потом ушли вместе с подругой в магазин, оставив Вику со спящим хозяином. Девочка, наспех одевшись, отправилась за ними, но, видно, в другую сторону…
Хотелось увидеть лица бабушки и тёти девочки, по вине которых чуть не погибла малышка. Но как ни пытались мы с Ольгой Познанской в разные дни достучаться до выпивох, нам так и не открыли. Думается, напрасно мы искали раскаяние в них, о пропаже девочки они не сообщили даже матери, когда на второй день та приехала за Викой.
Сама Татьяна, в пьянках соседями не замеченная, тоже не без лукавства. В тот злополучный день, объясняет, дочку ее «попросила в гости бабушка», и она отвезла её, потому что на съемной благоустроенной квартире в поселке Калининский, где она обитает с сожителем и его родителями, «на два дня отключили отопление». И в том, что случилось, утверждает, «виновата не я, а сестра». «Это всё бабушка — напилась пьяная!» – оправдывалась она и в социально-реабилитационном центре, пытаясь забрать дочь ещё до решения комиссии по делам несовершеннолетних. Однако, по утверждению председателя улкома Николая Пищелина, девочка постоянно проживает у бабушки, а в Калининской сельской администрации сообщили: в декабре в посёлке ни одного случая отключения тепла не зафиксировано.
Вика – в апреле ей исполнится четыре года – обаятельный ребёнок. В социально-реабилитационном центре, куда в 35-градусный мороз девочка поступила в 2 часа 30 минут, вспоминают её как «шуструю, разговорчивую, такую доброжелательную, ласковую девочку», знающую много стихов. «Я не могу сказать, что она социально запущенная, вот только кто занимался с ней – вопрос!» – удивляется социальный педагог Елена Самарина, сообщившая, что в прошлом мама Вики, Татьяна П., тоже была воспитанницей приюта, её частенько привозили из дома во время материнских попоек.
Татьяну с Викой мы нашли уже на «нейтральной территории» — в тёплом уютном доме непьющей родственницы. «Привет! — отвечает на наше приветствие непосредственная Вика и, с любопытством разглядывая гостей, доверительно сообщает: — Мама деньги получит, и я в садик пойду. А еще я буквы умею писать». Про декабрьскую «прогулку», когда она «Таню искала», крепенькая девчушка уже не вспоминает и чувствует себя вполне счастливой – мама-то рядом! Сама Татьяна (на неё был составлен административный протокол, а материал рассмотрен на комиссии с вынесением ей предупреждения) признаётся, что испытывает перед дочерью чувство вины: «Я теперь нигде не оставляю ее, куда я, туда и она». Пообещала: «Оформлю Вику в садик и устроюсь на работу».
…Не было бы счастья, да несчастье помогло. Татьяне П. действительно предложили оформить дочь в дневное отделение Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, открывшегося в январе. 28 января руководитель ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» департамента соцзащиты населения Кемеровской области Елена Волович сообщила: Вику с медицинской справкой мама привела на дневное отделение. Как выяснилось, Татьяна П. устроилась на работу в частную организацию, сняв жильё недалеко от места работы и проживая вместе с дочерью и сожителем. Вика теперь сыта, ухоженна, под присмотром грамотных специалистов.
На новом месте её ждал сюрприз. На премию, что вручил Алексею Голодникову глава города, кинолог купил девочке куклу Красная Шапочка и принёс ее в социально-реабилитационный центр. И здесь сердце у него защемило от собственных воспоминаний. «Когда-то здесь был мой детский сад «Берёзка», и маленьким я однажды сбегал отсюда домой», — признался Викин спаситель.
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.
Фото автора.