Молодежь ищет где лучше
Пожилые – где их согласны держать
В центральных СМИ появились сообщения о том, что «безработица среди молодежи приобрела угрожающийхарактер».
По данным Международной организации труда, в России молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,2%, что выше европейского уровня (там 23%). А кризис молодежной занятости – это не только урон нашей экономике, но и социальные последствия (всплеск преступности, в первую очередь).
I.
Однако все эти страшилки – как будто не для Кузбасса. Официальная статистика занятости у нас – более чем спокойная. В ушедшем году в центры занятости населения в поисках работы обратились 86865 человек, из них 47436 трудоустроили, часть людей нашли работу сами. И наступивший год не готовит нам сюрпризов на рынке труда. На 23 января официально безработными числились 24735 человек, из них в возрасте до 25 лет — менее четырех тысяч человек. А это не 28% от общего числа, а 15%.
Но, может быть, сама молодежь не верит статистике и считает ситуацию с занятостью не такой уж безоблачной? Мы попытались выяснить это в одном из центров занятости, где побеседовали с некоторыми ребятами. Александр Лавриков (22 года) приехал в Кузбасс с Сахалина и за год сумел понять, что у нас определиться с работой гораздо легче. Жена Саши, бухгалтер, сразу нашла себе место. Да и сам он, механик по профессии, был востребован. Зарабатывал поначалу в фирме по изготовлению окон, затем водителем такси. И работал бы дальше, если бы не лишился прав. Вот и пришлось прийти в центр занятости, чтобы подыскать для себя «не лишь бы что», а принципиально новое. Например, кладовщиком пошел бы, и вакансии есть с той зарплатой, которая вполне устраивает молодого мужчину.
А Евгений Горецкий, недавний выпускник КемТИППа, ни к кому в наем устриваться не хочет, хотя предложений хватает. От специалистов центра занятости ему нужна лишь помощь в организации собственного бизнеса.
— Мои сокурсники, с которыми я разговаривал недавно, — поясняет Евгений, — устроились кто на молзавод, кто в хозяйство Волкова, на другие предприятия пищепрома. Часть из них уже ушли в поисках лучших условий труда и оплаты, поэтому я не хочу терять время.
— А что, там очень маленькая зарплата?
— Средняя зарплата для выпускника немаленькая – 25-30 тысяч рублей, но я хочу зарабатывать больше. Я молодой отец и мог бы позволить своей семье не минимум, а максимум в удовлетворении потребностей. У меня есть стартовый капитал, небольшой опыт работы и вполне здоровые амбиции.
Евгения Старовойтова, пекарь кондитер по профессии, ищет место… продавца—консультанта. Таких вакансий – «воз и маленькая тележка!»
— А почему продавцом при вашей-то востребованной профессии?!
Как пояснила девушка, мамам с маленькими детьми лучше пока пойти в продавцы, где более удобный график работы. А малыш подрастет, – она вернется в профессию.
Словом, молодежь не столько ищет работу, сколько примеряет, как новое платье, массу предложений. А если не понравится хотя бы одна «строчка-вытачка» – поменяет.
II.
Женщины солидного возраста, стоявшие рядом с молодыми людьми, проявили острый интерес к нашему разговору:
Охотно подскажу и этим женщинам, и другим «возрастным» претендентам на работу, а также инвалидам, родителям детей-инвалидов и многодетным мамам, что в нынешнем году у них будет больше шансов для трудоустройства.
— Если людям предпенсионного возраста по закону можно присвоить статус безработного, то пенсионерам такой статус не положен, — рассказывает Галина Чайка, директор кемеровского центра занятости. — А между тем пенсионеры тоже хотят работать и вполне заслуживают внимания службы занятости. Поэтому мы впервые 6 февраля устраиваем для людей пенсионного и предпенсионного возраста информационный день. Хотим определить для себя, чего именно хотят пенсионеры, а потом начать работу в соответствии с их пожеланиями. Может быть, им нужна работа на неполный рабочий день, с гибким графиком труда, временные места и так далее?
Подобные информационные дни под названием «С мудростью к новым профессиональным горизонтам» пройдут в нынешнем году и в других центрах занятости. Уже намечены такие в Мариинске, Гурьевске, Прокопьевске. Причем возрастных клиентов служба занятости берется переобучать. В прошлом году прошли переобучение 31 клиент предпенсионного возраста, в позапрошлом – 19. Но трудоустроить их было тяжело: работодатель все же предпочитает молодежь. Вероятно, для пожилых людей надо создавать отдельный банк вакансий.
III.
Ну, а с инвалидами понятней. Было бы их желание работать, а место подобрать можно: в нынешнем году будет продолжена программа организации дополнительных мест для инвалидов. В 2012-м специально для этих людей в Кузбассе создали 277 мест. В нынешнем году работодатель еще охотнее станет принимать людей с ограниченными возможностями благодаря такой мере стимулирования, как увеличение суммы материальной поддержки предпринимателя. Если до сих пор за каждое место для инвалида работодателю платили до 80 тысяч рублей, то сейчас будут до 92 тысяч.
Так что взрослый инвалид, мама и папа ребенка-инвалида, а также многодетный родитель для работодателя теперь – желанный работник.
Государственную поддержку будут чувствовать и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми. Программу по переобучению, повышению квалификации этих женщин решили продолжить. В прошлом году 140 таких женщин приступили к переобучению, из них 139 вышли на работу после курсов переподготовки, одна дама попала под сокращение штата. Есть среди «декретниц» и желающие уйти в свободное плавание. В прошлом году свыше 30 женщин зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.
IV.
Что касается выпускников профессиональных учебных заведений, то им нынче придется надеяться на себя. Такие программы как, «Стажировка», «Молодежная практика», помогающие получить первый производственный опыт, к сожалению, пролонгированы не будут. И хотя сегодня в том же кемеровском центре занятости населения выпускников, состоящих на учете, 110 человек, что в три раза меньше в сравнении с аналогичным периодом 2010 года, специалисты занятости вздыхают с сожалением: «Не все ребята хотят сразу большие зарплаты и быть начальниками. Многие хотят просто приобрести маленький опыт, с которым проще трудоустроиться после стажировки. А как приобрести, если программы «Стажировка» больше нет?»
Что ж, остается радоваться хотя бы тому, что заявленных вакансий больше, чем безработных. Причем не только в Кемерове и Новокузнецке, но и в других территориях вакансий cтановится больше. На 23 января их было свыше 31 тысячи, из них треть – с зарплатой около 10 тыс. руб., а четверть – с заработком более 20 тыс. руб. А значит, желающим повезет в поиске работы если не сегодня, то завтра.
Елена ЩЕРБАКОВА.