Соцсети:
Актуальное

Упал, сломал ногу и… лежи?

21 января 2013 | Елена Щербакова

 Испытано на себе

Меня часто спрашивают друзья и знакомые, как транспортировать больного, прикованного к постели. Люди знают, что знакома я с этой проблемой не понаслышке: ухаживаю за престарелой родственницей без обеих ног. А значит, могу подсказать, как доставить совершенно неходячего человека в поликлинику – сдать анализы для диагностики заболевания либо в больницу-хоспис – на лечение.

Но я не знаю, что ответить. Вернее, уже убедилась: процесс транспортировки немобильного больного – головная боль исключительно моя.

I.

В те ноябрьские праздники у мамы, как назло, разболелась нога. Пить обезболивающие при диагнозе «атеросклероз сосудов нижних конечностей», как мы поняли, уже бесполезно. Вызывали несколько раз «скорую», чтобы уколами снять боль хотя бы на ночь. А потом, глядя на чернеющую конечность мамы, вдруг поняли, что это – начало гангрены. Вспомнили, что и хирург, вызванный из поликлиники накануне праздников, предупредил, что в этом случае медлить нельзя — может произойти заражение крови, и тогда больную уже не спасти. Но мама все тянула: мол, что толку ее госпитализировать сейчас, если в праздники никто в больницах не оперирует?

Короче, дождались будней и вызвали «скорую». Приехала девушка и сообщила, что увезти маму в больницу в принципе готова. Но переноской больных до машины их экипаж «скорой» не занимается. Что же делать? В подъезде у нас одни вдовы и разведенки, да и те на работе в будний день. Друзей «грузить» своими проблемами я не привыкла, а родственников у нас в этом городе нет. Девушка заметила, что, мол, надо было загодя, то есть до приезда «скорой» помощи вызывать службу доставки. Сказала она про эту службу так убедительно, что мы с мамой поверили в существование таковой в городе Кемерово. Однако наша гостья тут же нас и разочаровала: она имела в виду, дескать, наших родственников или грузчиков, подающих объявления о своих услугах.

Экипаж «скорой» уехал, тем более что ехать в дежурившую в тот день больницу в Кедровке мама категорически отказалась. На следующий день я принялась вызванивать грузчиков по объявлениям из местной газеты. Судя по объявлениям, те готовы увезти что угодно на чем угодно. Но в разговоре выяснилось, что имеются в виду вещи, мусор, стройматериалы, но не человек безногий: «Что вы! У нас и транспорт для этих целей не приспособлен, и брать таких больных не знаем как, и носилок для переноски от квартиры до машины нет…»

Пробовала звонить и в фирмы, занимающиеся разными услугами типа «Муж на час». Тоже без толку. Ситуация осложнялась тем, что наш дом в глубине микрорайона, далеко от дороги, а значит, даже зазвать прохожих с просьбой помочь в транспортировке мамы непросто. Да и во дворах безлюдно. К тому же и говорить я с прохожими в то время не могла толком: после операции на щитовидной железе у меня голос сел.

Оставалось одно: звонить опять грузчикам по новым объявлениям и упрашивать донести их хотя бы до машины «скорой помощи». Кое-как уговорила, назначила время, согласилась с тарифом 350 рублей в час.

Грузчики приехали в назначенное время и стали ждать «скорую помощь», предусмотрительно вызванную мной, как и советовала та девушка, за два часа до транспортировки. Грузчики ждут, а «скорая» не едет. Проходит час — не едет. Обещаю грузчикам оплатить время простоя, иначе они уйдут. После моих неоднократных звонков по 03 машина неотложки все же подошла. За 15 минут фактической работы оплатила грузчикам кругленькую сумму с учетом простоя и была рада, что погрузка завершена.

II.

Обратный путь мамы (уже без ног) – из больницы домой — оказался проще. Я обратилась в соцзащиту. И заказала на день выписки мамы «социальное такси», приспособленное для перевозки инвалидов-колясочников. Нашла тех же грузчиков, и они приехали было забирать больную в больницу. Но когда увидели, что от нее осталось, не знали, что и делать. Грузчики действительно не приспособлены для переноски послеоперационных больных. Как правильно взять, чтобы не сделать еще больнее? Пришлось подсказывать, как. Хотя я и сама толком не знаю…

То есть проблема транспортировки при госпитализации инвалидов действительно достаточно серьезная. Кто этим должен заниматься – неясно. Ведь разные у людей бывают обстоятельства. А если нормальному человеку стало плохо, он без сознания, кто погрузит его в карету «скорой помощи»? У коллеги старенькая мама, страдая остеопорозом, сломала шейку бедра. И пришлось чуть ли не в приемную губернатора звонить, чтобы помогли погрузить женщину в машину и увезти в больницу. Ведь поднять такого больного, чтобы не сломать вторую шейку бедра при остеопорозе, тоже надо суметь.

А при инсульте, переломе конечностей как переносить человека в машину и на чем? Носилки есть только у «скорой помощи», а у посторонних прохожих и грузчиков их нет.

III.

После того случая с мамой я была в командировке в Мариинске, разговаривала с главврачом и сотрудниками «скорой помощи» на эту тему. Они пояснили, что у них в Мариинском районе с этим проблемы нет, сама бригада «скорой помощи» грузит и доставляет больных в больницу. Что, мол, это входит в обязанности бригады «скорой». Тогда напрашивается вопрос: почему в Кемерове у бригад неотложки нет таких обязанностей?

И как быть беспомощным больным, у которых нет родственников?

По логике, заботу о таких беспомощных должно взять на себя здравоохранение или соцзащита. Ну и предприниматели могли бы предложить людям услуги по транспотрировке их родственников не только в больницы и поликлиники, но и в зоны отдыха, например. Чтобы человек не чувствовал себя в четырех стенах затворником. Однако, побеседовав с начинающими предпринимателями, я поняла, что подобных услуг даже и в мыслях нет ни у кого. Вот кафе, прачечные, мастерские – пожалуйста. Но все это только для здоровых и молодых.

IV.

После ампутации конечностей маме предоставляют врачебную помощь надомно. Но периодически встает вопрос о необходимости полечиться в стационаре. Только как ее туда доставлять? Да и разве только ее? Те грузчики, которые помогли нам в прошлый раз, сами не поняли, как это они согласились оказать такую услугу. Ведь сколько было аналогичных звонков-просьб — всем отказывали. Слишком уж специфический это «груз» — больной человек.

Поэтому когда в очередной раз меня спросили (теперь уже один из наших читателей в своем письме в газету), как немощному человеку уехать в больницу, я решила выяснить, что думают по этому поводу ответственные лица.

V.

Е.А.Воронина, зам. начальника департамента соцзащиты населения, рассказала о службе «социального такси», которая в городах и районах области создана для доставки маломобильных людей до социально значимых объектов. Такси рассчитано на выполнение запланированных, а не экстренных перевозок, поэтому заказ на него принимают не позднее чем за два дня до предоставления услуги. В отдельных случаях (по медпоказаниям и в случае приглашения в органы соцзащиты) заказы могут быть выполнены в день обращения, если совпадает маршрут предварительно заказанных поездок. Тарифы льготные, в среднем от 40 до 80 руб. в час, но услугами «социального такси» граждане могут воспользоваться не более одного раза в неделю.

В функции такого такси не входит помощь в межэтажной транспортировке и доставке больных в лечебно-профилактические учреждения для оказания неотложной помощи.

Сопровождение, как помощь в поездках (помощь при выходе из квартиры, перемещение до машины, посадка в машину) осуществляется социальными работниками только гражданам, обслуживаемым на дому. Функции носильщиков социальные работники (женщины) не осуществляют. А доставка больных людей, в том числе немобильных, по экстренным показаниям в лечебные учреждения, как подчеркнули в департаменте соцзащиты, осуществляется службой «Скорой помощи».

VI.

В управлении здравоохранения администрации Кемерова пояснили «Кузбассу», что при выполнении поступившего на МКУЗ «Городская клиническая станция скорой мед.помощи» вызова, в случае госпитализации немобильного пациента в стационар, бригада «скорой» должна транспортировать пациента в стационар на носилках. В должностных обязанностях выездной бригады СМП переноска пациента на носилках приравнивается к оказанию медицинской помощи.

Сложность ситуации заключается в том, что бригады скорой медицинской помощи работают не в полном составе, как этого требует норматив, утвержденный приказом МЗиСР РФ от 01.11.2004г. №179 (врач, два фельдшера, санитар и водитель). Укомплектованность санитарами у нас на 25%. Врачами и фельдшерами работают в основном женщины, которые физически не способны нести пациентов даже на носилках.

Согласно приказу МЗСР РФ №100 от 26.03.1999. в ред. приказа № 197 от 16.11.2004 г. в случае отсутствия возможности осуществления переноски пациента, медработники СМП обязаны организовать переноску силами родственников, соседей, окружающих, прохожих и т.д.

VII.

Оба ответа как будто бы убеждают в том, что безвыходных ситуаций нет и больного не бросят. Тем не менее чувство незащищенности все же не оставляет, когда сам пережил печальный опыт. Приказы министра – это одно, а реальная жизнь – это другое.

Елена ЩЕРБАКОВА.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс