Генерал-майор юстиции Андрей Бунев: «Уровень коррупции в Кузбассе — один из самых низких в стране»
![]() |
|
15 января считается днем создания Следственного комитета России, который занимается расследованием наиболее серьезных преступлений и подчиняется только президенту. Накануне этой даты мы встретились с руководителем Следственного управления по Кемеровской области, генерал-майором юстиции Андреем БУНЕВЫМ.
— Андрей Юрьевич, вы долгое время работали в Красноярске, уже год возглавляете региональное следственное управление в Кемерове. Что общего у кузбасских и красноярских преступников, и чем они отличаются? Есть ли специфика работы в каждом отдельном регионе?
— Интересный вопрос. По сравнению со многими другими регионами в Кемеровской области достаточно невысокая коррупционная составляющая. Возможно, это связано с тем, что Кузбасс — стабильный регион с сильной экономикой. Может быть, есть какие-то другие причины, но факт остается фактом. Несмотря на то, что за прошлый год количество дел, связанных с коррупцией, увеличилось почти в три раза, в том числе вдвое возросло количество уголовных дел по взяткам, это не говорит, что во столько же у нас возросла коррупция. Просто правоохранительные органы стали работать более четко и слаженно, и совместно мы стали лучше раскрывать такие преступления.
С другой стороны, у нас происходит много резонансных преступлений, о которых нередко говорят даже федеральные СМИ. Так что с этой точки зрения у разных регионов много общего.
Если же опираться на цифры, то в 2012 году наше следственное управление расследовало 2700 уголовных дел — это больше, чем, например, такие же управления по Москве, Московской области, Ленинградской области. Сложно говорить, с чем это связано. Но, как показывает практика, наибольшее число уголовных дел бывает именно в стабильных регионах, с хорошо развитой экономикой. Так, самое большое в России количество уголовных дел — в моем родном Красноярском крае. Потом идет во многом благополучная Волгоградская область, на третьем месте Кемеровская область, а потом — Москва и Подмосковье, где живет много миллионов человек.
На мой взгляд, одно из существенных отличий нашего управления от других состоит в том, что мы в Кемеровской области взяли настрой на расследование уголовных дел прошлых лет, которые в свое время по тем или иным причинам были не раскрыты. За прошлый год их раскрыто больше всего по России — 255. По сравнению с 2011 годом эта цифра увеличилась втрое. Думаю, такие темпы мы будем только наращивать.
— Многие считают, что предварительное расследование носит исключительно обвинительный уклон. Вы с этим согласны? Или есть случаи, когда в ходе следствия выяснялась абсолютная невиновность главного подозреваемого?
— Знаете, в России есть регионы, где за прошлый год не было прекращено ни одного уголовного дела. У нас ситуация совершенно иная. Мы исходим из того, что если есть признаки преступления, мы возбуждаем уголовное дело, расследуем его, тщательно изучаем ситуацию. И если в ходе следствия доказана невиновность человека, хотя вначале были основания думать, что он — преступник, то это дело просто прекращается. Поэтому мнение о том, что если в отношении человека возбудили уголовное дело, то его обязательно посадят, глубоко ошибочное. Судите сами: за 2012 год в нашем управлении было прекращено 392 уголовных дела — это 15 процентов от всего количества расследованных дел. И это — нормальная практика. Мы направляем дело в суд только в том случае, если уверены в виновности человека.
Есть такой критерий качества нашей работы — количество уголовных дел, которые суды потом возвращают нам на доследование. Несмотря на то, что нагрузка на следователей следственного управления за последние два года возросла в полтора раза, этот показатель у нас составляет 0,5 процента. Эта цифра лучше среднего общероссийского показателя.
— Андрей Юрьевич, есть ли категории уголовных дел, расследование которых вы берете под свой личный контроль?
— Согласно нашим нормативным документам, я как руководитель управления обязан лично держать на постоянном контроле расследование всех преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении их, каждого преступления коррупционной и экстремистской направленности и еще ряд категорий уголовных дел. Кроме того, я и мои заместители обязаны раз в месяц проводить прием граждан по личным вопросам в территориях. Туда может прийти абсолютно любой гражданин и задать любой интересующий вопрос. Например, в Новокузнецке на такие приемы нередко приходит до 50 человек. И каждого нужно внимательно выслушать, вникнуть в суть его обращения. Работа по всем этим заявлениям граждан тоже находится на моем личном контроле. Как и обращения на наш «телефон доверия». Кстати, обычные граждане очень помогли нам в борьбе с игровыми автоматами, и на сегодня это явление как таковое ушло, хотя, конечно, еще не полностью. Поэтому мы и в дальнейшем надеемся на помощь законопослушных граждан в раскрытии и расследовании тяжких преступлений.
Из истории вопроса
В 1713 году российский царь Петр Первый учредил первые специализированные следственные отделы — «майорские» следственные канцелярии, которые подчинялись только ему и занимались расследованием наиболее тяжких деяний, посягающих на основы государственности, в первую очередь коррупционной направленности (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество со стороны высокопоставленных чиновников). Независимость от других высших органов власти позволяли обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при уголовном преследовании должностных лиц.
Вскоре после смерти царя-реформатора «майорские» канцелярии были упразднены, а концепция вневедомственной модели организации следствия была практически забыта вплоть до начала XXI века. И лишь 15 февраля 2011 года Следственный комитет, который занимался расследованием наиболее серьезных преступлений (убийств, изнасилований, коррупционных проявлений, преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении их и т.д.), был выделен из состава органов прокуратуры и превратился в самостоятельное ведомство, подчиняющееся непосредственно президенту страны.
О фактах коррупционных проявлений и других тяжких преступлениях можно сообщать по «телефону доверия» Следственного управления по Кемеровской области: 8-(3842)-36-29-49.
Сообщение должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, его адрес и контактный телефон, по которому с ним можно связаться. Конфиденциальность сообщения гарантируется.