Язык другой, но не чужой
Учиться дома в выходной особенно непросто. Разок-другой заглянула в книжку, пытаясь вникнуть в хитросплетения правил английского языка, но такое чтение совсем не увлекало. А не отправиться ли мне по недавно присланному приглашению в английский разговорный клуб Sunday Flat (Воскресная квартира)?
Сказано – сделано. В четыре часа пополудни спускаюсь в зал кемеровского караоке-бара «Квартира». Здесь за широким столом уютно расположилась небольшая компания. Роль радушных хозяев исполняют выпускники факультета романо-германской филологии КемГУ Мариам и Евгений. Интересно, смогу ли и я общаться с незнакомыми людьми на чужом языке вот так же непринужденно?
«Кого волнует»
«Масла в огонь» подлил парень, сидящий рядом и заговорщически прошептавший мне:
— Обычно мы поем на втором часу…
— Из меня не лучшая певица, — честно призналась я.
— Кого волнует?
Кажется, меня еще недавно данный факт крайне волновал. И пока я это с ужасом вспоминаю, ведущая приклеивает к соседу бумажку с именем «Влад», а заодно называет и меня. Я не сопротивляюсь, ведь в каждом доме свои правила. Мариам же усаживается и на прекрасном английском сообщает, что шоу начинается.
Тема нынешней встречи – масс-медиа. Поначалу трудно разговориться, вытянуть из себя нужные слова, постоянно кажется, что ничего хорошего из идеи общаться на иностранном языке с людьми, которых первый раз видишь, не может выйти. Но то ли здешняя обстановка так располагает к открытости, то ли ты просто сам начинаешь понимать, что, по большому счету, жизнь не остановится, если здесь ты допустишь ошибку или даже десять. Ты с каждой минутой принимаешься все больше болтать, болтать, болтать и слушать, что говорят другие, вслушиваться и понимать, вспоминать значение забытых слов, а если сам не вспомнил, то ведущие обязательно подскажут. Вскоре ты уже чувствуешь себя настоящим англичанином, который после работы наведался в паб с приятелями, – настолько легким становится общение и само восприятие окружающих. Рассуждения о газетах, радио и телевидении, о социальной рекламе и рекламе, заставляющей чувствовать себя несчастным, о сети Интернет и зависимости от нее плавно перетекли в дебаты о стандартах человеческой красоты. Глеб, который исполняет еще и обязанности фотографа, неожиданно признается:
— Знаете, я иногда смотрю фэшн-тв. И каждый раз, когда вижу там этих тощих моделей, я начинаю плакать! Мне хочется накормить их борщом, правда.
Такое заявление вызывает волну искреннего смеха, а пока участники еще успокаиваются и что-то обсуждают, ведущие уже разбивают их на две команды, готовя творческое задание. И вот уже одни, применяя все свои художественные навыки, рисуют плакаты о загрязнении окружающей среды, а другие собираются примерить на себя роль актера и показать наглядно, как все-таки некрасиво быть грубым. В процессе работы люди выдвигают свои идеи, предлагают что-то исправить, что-то добавить. И делают они это исключительно на английском – я вдруг осознаю это, поймав себя на том, что даже думать начинаю на чужом языке!
Сразу после выполнения творческого задания Влад произносит сакраментальную фразу: «Сейчас будем петь». На столах тут же появляются толстые журналы со списками песен, и каждый принимается листать страницы, выискивая творения любимых авторов или просто те, которые хочется исполнить этим вечером. Диджей только успевает принимать заказы на караоке.
Классное время
Пока остальные с удовольствием поют, мы с ведущей выбираем тихий уголок, чтобы поговорить об этой необычной школе иностранного языка.
Мариам, что в вашем разговорном клубе по-настоящему уникально?
Мы не школа, и, образно выражаясь, у нас никто никого не собирается бить указкой по рукам за ошибки. У нас в приоритете общение, общение и еще раз общение.
В каждом клубе есть свои правила. Какие главные в этом?
Самое главное и непреложное – говорить только на английском. Мы стараемся организовывать наши встречи так, чтобы человек полностью настраивался на нужную волну, погружался в особую атмосферу. Поэтому участники не должны изъясняться на русском, иначе мы подвергаем их наказанию. Звучит, конечно, пугающе, но все не так страшно: провинившийся должен просто спеть или рассказать скороговорку. По-английски, конечно же.
Если это не школа, с какой же целью вы существуете?
В первую очередь, чтобы помочь людям преодолеть языковой барьер. Английский клуб – это прекрасное дополнение к основному образованию. Многие не один год изучают язык в школе, университете, с репетитором, но возможность применить знания есть не у каждого. А здесь ты используешь теорию на практике: видишь свои промахи, что-то вспоминаешь, что-то узнаешь по ходу; и, конечно же, просто развлекаешься, проводишь классно время. Ведь сюда приходят очень разные, но интересные люди.
— И «песнетерапия» входит в понятие «классного времени»? Я первый раз вижу, чтобы язык учили с помощью караоке.
— На самом деле это отличный способ натренировать произношение. К примеру, моя сестра очень любит петь, и у нее сейчас практически безупречный разговорный за счет того, что она слушала английские песни и максимально пыталась подражать выговору.
Раз есть общение, значит, есть и обмен каким-то опытом, идеями…
Во-первых, после встречи мы всегда думаем о том, что можно улучшить в нашем клубе, как сделать так, чтобы каждый чувствовал себя здесь уютно, чтобы все наши усилия были эффективны. Допустим, если у человека не очень высокий уровень языка, для нас важно не дать ему чувствовать себя ущербно, помочь ему говорить. Я ведь преподаватель, и с педагогической точки зрения каждая новая встреча для меня – это новый опыт. Ну и, конечно, у нас есть люди с языковым образованием, которые преподают английский. В общении с ними даже непроизвольно какой-то обмен опытом происходит.
А тебе самой это интересно?
Я просто счастлива каждый раз приходить сюда и видеть, что действительно есть люди, готовые говорить на английском, обсуждать различные темы, делиться своим мнением. Мы занимаемся этим не ради денег. Наш клуб далек от определения «бизнес», а самая важная награда для нас — знать, что людям нравится то, что мы делаем.
…Когда я возвращалась домой по вечернему городу, прокручивала в голове только что пережитое. Ведь еще совсем недавно я позволила себе такие вещи, которых уже давно не делала или вообще делала в первый раз – например, пела для незнакомых людей свою любимую песню. А потом я вспомнила слова одного из новых знакомых: «Каждый раз, когда я говорю на английском, чувствую себя другим человеком. Это трудно объяснить. Я просто становлюсь другим». И знаете, мне понравилось быть другой!
Офеля ТОПАШЯН,
студентка КемГУ.