Признаки цивилизации
Новость последних дней 2012 года о том, что в Кемерове будет построен ресторан быстрого питания McDonald’s, была как новогодний сюрприз. Вроде бы веришь, что все реально, но еще не до конца. Между тем, озвученный и. о. главы города Виктором Смоляго план одной из самых известных в мире культовых брендовых компаний уже не просто слова, а алгоритм. В феврале пройдет аукцион на право аренды земельного участка возле торгового центра «Север» в Рудничном районе. Вряд ли кто-то сомневается, что сроки строительства растянутся на 5 лет, на которые и должен быть заключен договор по итогам торгов. Скорее всего, в 2014 год Кемерово, а значит, и Кузбасс в целом вступит как регион со знаковым признаком цивилизации потребления. Принимать поздравления или огорчаться на сей счет – ваше личное дело. Хотя за каждой подобной историей есть то, что должно бы заставить задуматься любого.
Так уж считается. Раз пришел McDonald’s в какой-то город, значит, этот город (регион, страна) немного лучше других. Сейчас в России более 300 точек с желтой фирменной буквой «M». Противники быстрой еды и канцерогенов даже слушать не захотят, а антиглобалисты непременно выберут эти рестораны для пикетирования или бития витрин. Уж такой этот McDonald’s глобальный. Самым популярным его продуктом биг-маком даже оценивают (пусть неофициально) паритет покупательной способности. По нему изменяют курсы валют. И порой эти оценки говорят о происходящем в той или иной стране лучше, чем официальная статистика.
Вряд ли кто-то в Кузбассе начнет использовать такой метод оценки. Хотя, в принципе, и интересно будет посмотреть, сколько биг-маков можно будет купить на среднекузбасскую зарплату. Еще стоит понаблюдать, станет ли сеть сотрудничать с кузбасским бизнесом в части поставок продуктов, и будут ли отличаться работники McDonald’s от тех, которых мы видим за прилавками и кассами кузбасского общепита. А пока сойдемся на том, что приход американцев в Кемерово (будем считать, что в Кузбасс) есть позитив хотя бы как приток инвестиций (уже озвучена сумма в 200 миллионов рублей) и открытие новых рабочих мест. От себя добавлю еще одно. Как показывает практика, работа иностранных компаний с властями, контрольными ведомствами только повышает уровень местных структур. У глобальных компаний другие стандарты, понятие о сроках и договоренностях. Как правило, более жесткие, чем у нас. Научиться работать с такими инвесторами само по себе уже большой плюс для любого города/региона.
Сама я не любитель «быстрой» еды, потому отношусь к такому общепиту, как McDonald’s, исключительно с точки зрения бизнеса. Потому с бОльшим удовольствием писала бы сейчас о каком-нибудь новом цехе, предприятии, проекте. И они даже будут, эти новые цеха, предприятия и проекты. И очень достойные. Причем не только традиционные угольные шахты и обогатительные фабрики. Но и модернизированный рельсобалочный цех на объединенном Западно-Сибирском меткомбинате. Там же в Новокузнецке должно заработать новое ферросплавное производство. В Яйском районе первые нефтепродукты выдаст самый крупный нефтеперерабатывающий завод, построенный в России после распада СССР. В Анжеро-Судженске ждут запуска фанерного комбината. Новые мощности готовят к пуску в Новокузнецке, Белове и в Мысках энергетики. И этого только отчасти признаки индустриального лица региона. Во всех этих случаях речь идет о современных мощностях, которые будут «работать» на улучшение качества и производительности на конкретных предприятиях и целых отраслях. Не говоря уже о росте самих объемов производства.
В экономических прогнозах на 2013 год недостатка нет. Почти все они не радуют. В Европе по-прежнему финансовая нестабильность, производство в отдельных отраслях падает, сокращая рынок для российского, в том числе кузбасского товара-сырья. А российский внутренний рынок не исключение на таком фоне. Новые же сбытовые направления быстро не появляются. В такой ситуации, как говорят, лучший прогноз – худший. В том смысле, что надеяться надо на лучшее, а готовиться к тому, что будет наоборот. И если руководствоваться таким правилом, то кузбасские промышленные планы, возможно, самые правильные. Что делает человек, который теряет в доходах на своем постоянном месте работы? Ищет приработок по профилю или вообще меняет сферу деятельности. Но у предприятия в отличие от человека есть еще возможность изменить свои качественные характеристики, чтобы зарабатывать больше. А в целом региональная экономика может рассчитывать на появление предприятий нового профиля, значит – новых заработков, которые будут меньше зависеть от качелей сырьевого рынка. Правда, чтобы это произошло, нужны две базовые вещи – место и люди. С перечисленными проектами все совпало. Были люди с идеей, были люди с деньгами и было место, где все это можно применить.
Вот таких «совпадений» сейчас ищут несколько сотен кузбассовцев с идеями. И иногда они случаются. В ушедшем году случались все чаще. И, прежде всего, потому, что в регионе, похоже, начинала формироваться прослойка людей, готовых поддержать чужую идею. Мест для таких совпадений в Кемерове (и в городском, и в областном масштабе) уже несколько: технопарк со своим бизнес-инкубатором, фонды поддержки малого предпринимательства, маркетинговые и кадровые агентства. На этих площадках происходит главное, — идея доходит до тех, у кого есть деньги. От устроителей подобных встреч не раз приходилось слышать, что было бы неплохо иметь одну такую площадку для всего региона, а не собираться «по комнатам». Вот, кстати, идея создания в области единой инвестиционной «тусовки» и могла бы стать задачей на 2013 год и для власти, и для бизнеса.
…Впрочем, вернемся к McDonald’s. Вхождение этой сети на кузбасский рынок, на первый взгляд, лишь наступление на уже существующие пиццерии и кафе. В том числе на малый бизнес, который, как заверяют нас власти всех уровней, необходимо поддерживать. Даже если McDonald’s и начнет теснить местных, сгладить ситуацию могут попытаться власти, поддержав существующих налогоплательщиков льготами, если это возможно, а еще лучше – теми новыми возможностями, которые открываются во время встреч идей с теми, кто своими деньгами сможет их реализовать. И, замечу, далеко не всегда на подобные мероприятия нужны большие деньги. Никто с бизнеса не снимал обязанность не стоять на месте, а работать так, будто на твоего клиента объявили охоту все существующие конкуренты. Как принято считать, это и есть цивилизованный подход.
Татьяна ДУМЕНКО.
06.01.2013 в 16:54
Эту помойную лавку гонят даже из стран развитого сионизма G20 — установлено,что продукция этой барыжей
лавки вредна здоровью.
Ответить