Соцсети:
Актуальное

Когда почти на 100%

26 декабря 2012 | Газета «Кузбасс»

Политэкономика

 

О чем по-настоящему жалеешь? О том, что жизнь коротка, а пенсия близко. О том, что не увидишь, как вырастут твои дети и внуки. Раньше, наверное, жалели, что не доживут до коммунизма и до отдельной квартиры каждой семье к 2000 году.

Как человек, который о коммунизме не мечтал, а в индивидуальном порядке выполнил цели партии и правительства и обзавелся квартирой именно в 2000 году, давно уже мыслю нематериальными благами. Такая я не одна, что радует.

Но все же большинство людей, полагаю, жалеют, что когда-то упустили шанс сменить работу, купить квартиру и пр. и пр. А некоторые мыслят еще более масштабно. Миллионами тонн. Казалось бы, для них и была на этой неделе впервые в истории добыта 200-миллионная тонна угля с начала года в Кузбассе. Теперь живи и радуйся?

 

Устроители 200-миллионного торжества да и власти подчеркивали, что это – не просто результат годовой работы, но и трудовой подарок к юбилею области. Собравшиеся на это событие шахтеры со всего региона в кулуарах по-мужски скупо улыбались, когда их спрашивали о том, что значат для них эти 200 миллионов тонн. Гордость трудовая, заслуженная награда, достижение, в котором есть вклад каждого, говорили они. Наверное, пафосно это звучит для кого-то. Но такова она, шахтерская правда. Им нужно видеть результат и получать за отличные показатели награду.

Собственно, шахтеры в этом году Кузбасс не подвели. На фоне падающего индекса промышленного производства в регионе добыча угля по итогам года вышла в заметный плюс – почти 2% роста по сравнению с 99% общего показателя по итогам января-ноября, сообщает Кемеровостат. Наверняка мы в декабре подтянемся поближе к 100%: в России так принято – ускорять темпы под конец года. Однако минусовую тенденцию-2012 уже не исправишь. В ней не только падение цен на уголь, которое привело уже к тому, что многие компании работают в лучшем случае «в ноль», но и аномальное лето с засухой, ожидаемое снижение объемов производства в металлургии в связи с остановкой на модернизацию рельсобалочного производства в Новокузнецке, и небольшое снижение объемов строительства, наблюдавшееся в течение нескольких месяцев.

Нас, если помните, в конце 2011 года предупреждали, что будет несладко. Предрекали даже падение на уровне кризисного – 10-20%. У нас даже бюджет областной верстали с оглядкой на самый плохой сценарий. И когда сегодня меня спросили бы, что же все-таки в уходящем году было хорошего, отвечу, что не случилось самого плохого, что могло случиться – массового сокращения коллективов, задержек и срезания зарплат. Да, снижение доходов предприятий уже привело к сокращению расходов и на бюджетную сферу, к переносу сроков реализации некоторых инфраструктурных проектов. Но все вполне терпимо и даже достойно. На детях и стариках не экономим, молодежи помогаем кредитами, грантами на новое дело, жилищными займами. Бюджетникам зарплату поднимаем, сильно цены на проезд в транспорте не задираем. Конечно, есть вопросы у всех добросовестных плательщиков за коммунальные услуги: несмотря на сдерживание тарифов на государственном и областном уровне, давят они на наш кошелек все сильнее. Но уж так мы устроены. Поднимай плату хоть на 10 рублей в год, все равно ругаться будем. Потому что дальше выпуска пара мало кто идти хочет. Времени на разбирательства с управляющими компаниями, внедрение реальных энергосберегающих программ в доме, в котором живем, у нас нет. Да и денег дополнительных – тоже. Замкнутый круг, который разрывают единицы.

Словом, все как обычно. Статистика вот только показывает, что и жить мы стали немножко беднее. Средняя начисленная зарплата в регионе, как ей и положено, растет. Согласно последним официальным данным Кемеровостата, за 8 месяцев этого года она выросла на 15,7% и превысила 23 тысячи рублей в месяц. Но мы будем оперировать т.н. реальными располагаемыми доходами (мы же не зарплатой живем, а доходами). Так вот, с января по ноябрь четыре месяца наши доходы были выше, чем в прошлом году, а в течение семи месяцев – ниже. При этом рост только однажды был заметные – в феврале на 6%. А снижение как раз ощущалось постоянно на уровне 3-5% (тут, как говорится, лучше один раз ураган, чем нашествия каждый месяц). В итоге в целом за январь-ноябрь доходы наши потеряли 0,8% от прошлогоднего уровня. Т.е. почти столько же, сколько промышленность. Это, кстати, ответ на вопрос многих о том, как конкретного кузбассовца касается то, что происходит на металлургическим комбинате, на химзаводе или на шахте.

А теперь сравним расходы. Понятно, что декабрь у кого-то сильно, а у кого-то не очень, но перекроит расходные статьи в пользу подарков. Потому даже интересней посмотреть, на что тратились кузбассовцы «по будням», а не во время предновогодней беготни по магазинам. Итак, больше всего мы тратим на оплату товаров и услуг – 70,5% по итогам января-ноября. Дальше идут обязательные платежи и взносы – 11,7%. При этом мы умудряемся сберегать 5% (это движение по вкладам, изменение задолженности по кредитам, движение на банковских счетах, приобретение недвижимости) и приобретать валюту – это 2,9% доходов. По сравнению с прошлым годом подросли примерно на один процентный пункт (все та же единица от ста!) почти все цифры, кроме сбережений. Они как раз снизились на 1,4 процентных пункта. Все то же самое, как говорится, но… Для кого-то этот самый один процент не позволил купить квартиру и оплатить учебу ребенка. Хотя наверняка больше тех, кто вынужден был просто ужать другие расходы. Вот уж чему мы в последние годы постепенно учимся, так это справляться с выплатой кредитов. Это на поверхности те, кто живет от кредита до кредита. Большинство же – добропорядочные плательщики. И они вам скажут, что оплата любого кредита дисциплинирует финансовую сторону вашей жизни.

Но вернемся к двумстам миллионам тонн угля. Представить их невозможно. Да и стоит ли?! Просто скажите себе, что есть большая кучу угля, с которой платятся налоги. Налоги идут в бюджет. Бюджет выделяет деньги на зарплату медикам, учителям, соцработникам и работникам культуры. Бюджет же дает деньги на строительство дорог, школ, ремонт объектов ЖКХ и пр. Дает не всегда достаточно. Но сейчас не об этом.

Большая куча угля — это еще и нарушенные земли, пыль и грязь. Можно перечислять тысячи гектаров таких нарушений и десятки поселков, где пылит или трясет от взрывов. Но чем больше объемов добычи, тем чаще мы видим сообщения о новых способах очистки воды, о рекультивации земель, о переработке отходов.

Большая куча угля – это, наконец, люди, которые работают на шахтах, разрезах, обогатительных фабриках. Это, как понимаете, одна из самых достойных зарплат в регионе, соцгарантии. И чем больше угля, тем они выше. И у них этот год не ниже 100%. Выше и у машиностроителей, и у энергетиков, и у железнодорожников. Прежде всего, у тех, кто так или иначе связан с углем. В следующем году нам снова обещают не самое лучшее время. И снова потому, что проблемы на сырьевых рынках в мире. Но так уж нам, добывающему краю, суждено. Потому почти 100% здесь это не просто «зачет», это «отлично».

Татьяна ДУМЕНКО.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс