Шмелиные обряды
![]() |
|
«Я сыграю следующую песню, только если вы поможете спеть», — периодически объявлял Захар со сцены. «Давай уже играй», — доносилось с задних рядов импровизированного зрительного зала. И начинали звучать аккорды хитов этого самобытного украинско-американского музыканта: «Все напоминает о тебе», «Коза» и «До свидания, дьявол». Так проходил первый концерт Захара Мая в Кемерове.
Впрочем, не все почины уроженца Харькова были подхвачены нашей публикой. Когда зазвучали гитарные рифы из культовой песни группы «Nirvana» — «Smells Like Teen Spirit», никто из собравшихся почитателей творчества Захара никак на это не отреагировал. Зато самый известный сингл «Выбирать чудо» российской поп-певицы Нюши пел весь зал.
Кстати, помимо использования коллективного исполнения, Захар не стеснялся и кого-то из слушателей приглашать на сцену, дабы тот спел под захаровский аккомпанемент. Такое чудачество имеет логическое объяснение: в июле нынешнего года Май перенес инсульт, и теперь ему не хватает голоса на весь концерт.
— Мне грех жаловаться, — признался Захар перед выступлением. — Я давно живу, и раньше все было круто. Иногда слушаю свои старые выступления и офигеваю, каким классным мужиком я был. Теперь чувствую себя импотентом, потому что могу ровно половину из того, что умею.
— Захар, в ваших русских песнях большое количество нецензурных выражений. В английских то же самое?
— Если пою хип-хоп, то там этого навалом. Но это нормальное явление. И по радио там такое ставят. В России постоянно мои песни запикивают, режут, в результате смысл переворачивается с ног на голову. А все из-за того, что здесь у руководства радиостанций странные правила.
— Вам проще сочинять собственную музыку или исполнять каверы?
— Конечно, легче играть готовые песни, чем придумывать свои. Сочинительство забирает много времени, усилий и жизненных ресурсов. Я никогда на себя как на композитора не смотрел. Максимум что делаю – переиначиваю тексты под себя. Смысл в том, что ты поешь. Я пашу на концертах, как шмель-трудяга, мне улыбается удача, и все получается.
— Восьмидесятые и девяностые вы провели в США, в «нулевых» перебрались в Россию. Где вам лучше выступать: здесь или там?
— Когда поешь по-русски, то в России тебя больше и охотнее слушают. Правда, здесь можно петь и на английском языке, но обычно люди начинают ворчать, как, к примеру, на концерте в Томске. Заладили: «Что это ты все по-английски да по-английски». А я им: «Так на английском языке у меня все крутые песни». Самая же благодарная публика – в Штатах. Там у русскоязычных отличный вкус.
— Какая еще реакция слушателей, помимо желания подпевать, вам нравится?
— Я люблю, когда они танцуют для удовольствия. Но такое происходит только в Москве. Зато бывает неприятно, когда чувствуешь аромат кальяна или крепких сигарет за первым столиком. Меня от такого выворачивает.
— А что запоминается в положительном смысле?
— Хороший гонорар. Но он бывает только на заказниках. Самый крупный был в Болгарии – пел на русском дне рождения и получил за это пять тысяч евро. А вот в Израиле, сколько туда ни ездил, всегда получается плохо. А ведь я вроде еврей. Так что теперь все заказы оттуда «сушу». Им хватает, кого слушать.
— Сами-то кого слушаете?
— Мне очень понравился последний альбом Нюши, где она поет песни, которые сама написала. Это самое яркое, что я слышал за последние два года. Еще хороший альбом у SunSay (Захар имеет в виду дебютный альбом «Легко» этой украинской группы. — Прим. авт.). Я его слушал долго и внимательно.
— Вашу музыку обычно причисляют к блюзу, авторской песне и року…
— Где ты такого начитался? Я играю один жестяк, трэш. Иногда в песнях есть некий элемент рэгги, как раз схожий с SunSay. Рэгги для меня – священное направление, как четко установленный магический обряд. В результате которого и рождается танец. Повторюсь, я хочу, чтобы от моих песен все танцевали.
Сергей СПИЦЫН.
Фото Кирилла Кухмаря.