Приди, желанный! или Кое-что о работе со зрителем
Зачем люди ходят в театр?
Этот вопрос я задавала жителям самого, на мой взгляд, театрального города нашего региона – Прокопьевска.
Возможно, кое-кому это утверждение — «самый театральный город» — и покажется натяжкой. Самый горняцкий – да. Чумазый, шахтовый, плохо спланированный (поселки из частных домов вблизи закрывающихся шахт, центр, удаленный от основного жилого массива)…
И все-таки я стою на своем. Потому что первую и пока единственную «Золотую маску» получил этот театр. Потому что самые современные эксперименты в сфере театрального искусства осваиваются, прежде всего, в этом театре. Потому что на престижные театральные фестивали с жесткой конкуренцией никто так часто (и так успешно!) не ездит, как Прокопьевск. Но вот вопрос: а нужно ли все это городу? Помимо галочки в рейтинг собственно театрального самолюбия («вот мы какие!») что это дает зрителям? Ведь как ни крути, театр существует не для критиков и фестивалей – для своего, родного зрителя прежде всего.
Отсюда и вопрос.
Ответы можно сгруппировать в следующие пункты.
1. Для практической пользы. Причем пользу каждый понимает по-своему.Людмила Джегофарова, заведующая досуговым отделом Прокопьевского дворца детского творчества, например, откровенно призналась: «Я на все спектакли хожу с записной книжкой. Я руководитель литературно-музыкального кафе «Чарли», есть у нас тут и творческое объединение «Маленький принц»… Короче, постоянно приходится что-то придумывать, сочинять, устраивать разные театрализации. Как сделать так, чтобы каждый раз получалось интересно, по-новому? Многое «подсматриваем» на большой сцене. Выражения. Оформление. Какие-то артистические приемы…
А, к примеру, руководитель городского молодежного парламента Андрей Жигулин, не пропускающий ни одной премьеры и непременно остающийся на обсуждения, отвечает так: «Надо видеть, что молодежь волнует, о чем она говорит. И вообще, если я собираюсь делать политическую карьеру, должен быть публичным лицом…» Действительно, где еще и не пропиариться, как не в театре?
2. Для души. Один из зрителей, мужчина, назвавшийся Павлом (38 лет, вполне представительная наружность — такими бывают успешные юристы или руководители в системе среднего бизнеса), ответил коротко: «Чтобы чувствовать». Его походы в театр очень выборочны: он заранее узнает об экспериментальных спектаклях, смотрит в интернете аннотации. По поводу каждого имеет собственное мнение. Словом, это – идеальный зритель, благодаря которому и существует, и развивается театр. Исчезни он – и эта зрелищная институция в наших городах станет просто не нужна.
3. Другую разновидность этого мотива сформулировала руководитель творческого объединения «Культпроект» Елена Ковальская: «Как в церковь». Многие люди ходят в театр, потому что эти «культпоходы» дают им возможность считать себя «высокодуховными людьми». Даже если спектакли не цепляют душу, не отзываются в ней непосредственными впечатлениями, само ощущение «сходили в театр» наполняет сердце законной гордостью (не в кабак ведь, не в баню, не с соседками на лавочке посплетничать!)
4. Третий мотив – самый, на мой взгляд, существенный: театр – это место «пересечения мнений», площадка для живой дискуссии, для обмена впечатлениями, мыслями, энергиями. Но чтобы именно этот мотив работал, театр должен прилагать максимум усилий, быть живым, острым, актуальным. Словом – точно таким, как в Прокопьевске.
5. Правда, возникает законный вопрос: чтобы зритель понял вкус своего театра, чтобы убедился, что тут происходит именно то, что ему надо, он должен, как минимум, хотя бы ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ попасть на такой спектакль, который его «пробьет». А ведь далеко не все спектакли – шедевры (да это и в принципе невозможно!). Есть и другое соображение: далеко не каждого «пробивают» именно шедевры. Стихи Асадова, например, во времена моей юности были переписаны в альбомчики у каждой второй девицы. А шедевры Мандельштама или Цветаевой цитировали единицы.
А если вообще без театра?
В связи с этим возникает другой вопрос: как театр может привлечь к себе зрителя? Не завлечь «на час» (обязаловку вроде «всем классом» на стотысячную постановку хрестоматийных «Горе от ума» или «Грозы» мы учитывать не будем), а воспитать в окружающих обывателях потребность регулярного посещения?
Если еще недавно театры высокомерно открещивались от этой обязанности («искусство никому ничего не должно!»), то сегодня эта позиция существенно изменилась. По простой причине: исчезнет из театра публика – исчезнет из города и сам театр.
Можно, конечно, махнуть рукой: и пусть себе исчезает! В конце концов, существуют тысячи населенных пунктов, где театров нет вообще. И ничего: как-то живут в них люди, детей рожают и воспитывают не хуже, чем везде. А уж в наше-то время поголовного интернета…
Очень хочется оставить этот довод за пределами нашего разговора (в конце концов если так рассуждать, много чего «лишнего» из цивилизованной жизни придется отсечь). Но я попробую возразить контрдоводами. Итак, главный: театр нужен, чтобы люди могли ВМЕСТЕ переживать необходимые им эмоции. Вместе – ключевое тут слово. Книжки можно читать в одиночестве, кинофильмы смотреть тоже. А спектакли ценны одновременным взаимочувствованием. Ведь спектакль – это не только то, что происходит на сцене. Это – то, что происходит МЕЖДУ сценой и зрительным залом. Смех заразителен. Страх заразителен. Пережитая вместе печаль сближает и освобождает душу… Помню, в том же Прокопьевске мне довелось побывать на спектакле без зрителей (премьеру нынешнего сезона «Нужен перевод» театр стремился показать столичному эксперту и критику Елен Ковальской). Я поразилась своим чувствам: в пустом зале эта вполне неплохая постановка вообще НЕ ПРОЗВУЧАЛА. Мне не хватило зрителей. Для полноты эмоций нужен полный зал.
Есть и другие доводы. Именно театр сегодня, в эпоху виртуализации всего и вся, становится тем видом искусства, что сохраняет живое. Он – как испытательный полигон или «лабораторная площадка жизни», где можно обсудить (и пережить! Причем относительно безболезненно) все катаклизмы нашей жизни. Не случайно на обсуждениях после остроактуальных столичных спектаклей, показанных в Прокопьевске на недавнем фестивале «Прямая речь», публика не расходилась еще в течение часа-полутора. Как говорится, наболело. А выплеснуть куда? На сцену, в дискуссию после увиденного.
К слову сказать, театральная педагогика (социальный театр, самодеятельное писание пьес и пр.) необычайно популярна сегодня в мире. Этим в государственном масштабе занимаются в Великобритании, Франции и других странах. Впрочем, зачем кивать на чужой опыт? У нас в России корни глубже. Воспитательные пьесы (например, о вреде водки «От ней все качества») писал еще Лев Толстой!
И все-таки не будем лукавить: завсегдатаев театра в наших городах не так уж много. Кемеровский театр драмы, по словам его директора Алексея Разукова, посещают порядка 80 тысяч человек в год. На полмиллиона жителей – 16%. В Прокопьевске этот показатель в два раза выше: на 200 тысяч жителей – 60 тысяч посещений.
Получается странная задача: зрителю ТРЕБУЕТСЯ театр. Театр ХОЧЕТ, чтобы его посещали зрители. Вопрос: что надо сделать, чтобы эти два желания встретились?
Заманки для зрителя
Ответ, как это ни покажется странным, звучит просто: театру, как опытной кокетке, следует придумывать постоянные «заманки» для зрителя.
Пример. В Прокопьевске как-то здание театра арендовали на проведение молодежного вечера. Сотрудники театра придумали гостям развлечение: транслировали на экран сцены из собственных спектаклей и предлагали гостям их озвучить. Говорят, после такого шоу в кассах отбою не было от молодого зрителя: все хотели посмотреть, как эти сцены выглядят в действительности.
А вот еще ход. В городской автобус, через две двери, входят трое: два актера и один менеджер театра. Актеры тут же начинают бурно переругиваться. Пассажиры, не понимая, что происходит, подключаются к «разрешению конфликта»: кто-то усовещает бранящихся, кто-то возмущается… На следующей остановке артисты выходят, а менеджер сообщает: «Вы только что видели сцену из спектакля такого-то. Узнать, чем кончится конфликт, вы сможете, если придете к нам такого-то числа, к такому-то часу, цена билета…».
Забавно? Неожиданно? На самом деле, нечто подобное я наблюдала лично, когда на том же фестивале «Прямая речь» в Прокопьевске по техническим причинам задержали показ столичного спектакля «Бабушки». Полтора часа зрители вынуждены были томиться в фойе. Чтобы избежать скуки и возмущения, актеры Прокопьевского театра приняли огонь на себя. Сцена из спектакля «Горько!» (невеста разыскивает своего сбежавшего из-под венца жениха, попутно рассказывая всем и каждому историю своей личной жизни) стала настоящим хитом. Актриса Настя Остапенко, подобрав пышные юбки подвенечного наряда, летала по залам фойе, по уголкам и закоулочкам, заводя со зрителями душещипательные разговоры. Одновременно молодежь театра там и сям разыгрывала скетчи. Это были пародийные хореографические номера, учебные этюды, пантомимы и черт знает что еще. Публика, пришедшая на «столичный театр», возможно, впервые поняла, как богат, разнообразен, интересен театр свой, местный.
Во всяком случае, один мужчина, с которым в буфете мы оказались за одним столиком, заявил: «Даже если столичный спектакль сорвется, я билет сдавать не буду: наши уже на эти деньги наработали!».
Ольга ШТРАУС.
НА СНИМКЕ: на одном из спектаклей в Прокопьевске зрители сидели в центре сцены, а действие развивалось вокруг них. Символичная картина…
Фото из архива театра.