Уйти от Юрмаша
Юргинский машзавод уже много лет не главнее властей в Юрге. Нет нужды объяснять, что значил для города в советское время завод, работающий на «оборонку». Расхлебывали юргинцы это потом в 1990-е отсутствием госзаказов, невыплатой зарплаты, сокращениями. Лишь несколько лет назад о Юрге заговорили иными словами. Здесь было построено крупное по общероссийским меркам производство стройматериалов, появилось сразу несколько машиностроительных предприятий, в том числе уникальных для области (например, по выпуску оборудования для парфюмерной промышленности), металлургический завод. Как выяснялось по факту, во многом создание новых рабочих мест шло благодаря Юрмашу. И, судя по всему, будет идти и дальше.
Юрга город небольшой – чуть больше 80 тысяч жителей, но очень содержательный. Сосредоточение в одном месте машиностроительных производств — совсем не то, что оказавшиеся рядом шахты и разрезы. Именно о кадрах, о профессиональных инженерах, квалифицированных рабочих часто говорили мне те, кто приходил в Юргу с новыми проектами. О кадрах были и рассуждения по поводу студентов Юргинского института Томского политехнического университета.
Еще один аргумент в пользу Юрги у тех, кто хотел не просто торговать, а что-то производить, – наличие свободной площадки – в основном в промышленной зоне в другой стороне от Юрмаша. Хотя есть и другой пример — завод «Кузнецкие ферросплавы», развивающий производство на базе бывшего абразивного завода. Недавно, кстати, стало известно о ликвидации абразивного производства. Замечу, что особо от этого никто не пострадал. Площади не пустуют, основной состав коллектива получил новую работу.
Юрга вообще, по-моему, хороший пример естественного экономического созревания. Не как в природе, конечно: из куколки бабочка. В экономике все же без стимулов на голом законе естественного отбора не выживешь. Бизнесу нужны условия. Хотя бы на уровне внятных правил выделения земельных участков, адекватных сроков согласования различных процедур.
Если есть еще что-то в плюс к этому, вообще хорошо. В Юрге это «хорошо» имеется уже два года. Называется это зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) промышленно-производственного типа «Юрга» на территории 87,7 га в промзоне. Работают в ней сегодня 14 предприятий, в том числе два официальных резидента (тот самый завод современных стройматериалов «Технониколь» и компания «СВ-сервис», развивающая производство пластиковых и алюминиевых профилей).
По данным горадминистрации, в ЗЭБ претендуют войти еще три производителя: компания, желающая организовать выпуск современных анкерных креплений для шахт, швейное производство и центр комплектации строительства.
Юргинские и областные власти, предоставившие участникам ЗЭБ налоговые льготы (по налогу на имущество, землю и прибыль) поясняют, что основной профиль зоны – строительная индустрия, которая формируется вокруг ООО «Завод ТехноНИКОЛЬ-Сибирь».
Главная же цель – «уйти» от Юрмаша. Завод по-прежнему очень весом в экономике города. Ежегодно до 52% в объеме отгруженных юргинских товаров – это именно Юрмаш. Но еще большая зависимость города от Юрмаша тепловая. ТЭЦ завода снабжает теплом весь город. Потому самые негативные экономические прогнозы развития ситуации на предприятии выглядят как реальный риск.
Если возникнет угроза снижения производства на Юрмаше процентов на двадцать (а такое уже было), весь город «просядет» на 10%, уровень безработицы вырастет в два раза. К тому же проблемы на ТЭЦ горожане могут почувствовать прямо у себя в квартирах.
Уходить от таких угроз начали, используя механизмы ЗЭБ. По прогнозам, к 2015 году здесь планируется удвоить количество занятых и объем инвестиций, направляемых на новые проекты. А поступления в бюджеты и во внебюджетные фонды должны почти утроиться (см. таблицу №1). Всего здесь планируется создать 528 рабочих мест. Объем инвестиций оценивается в 4,1 млрд рублей.
Но это первый шаг. От города и области. На прошлой неделе дело дошло и до федерального центра. Юргу область подготовила для включения в федеральную программу развития моногородов. В прошлую пятницу «наши» защищали проект в Москве перед специальной рабочей группой, которая готовит правительственные решения. Говорили ровно о том, что написано выше.
Фактически о том, что нужно поддержать город, который и так уже много сделал. Поддержать деньгами по обозначенным государством же направлениям: ремонту и реконструкции жилья со сносом ветхого фонда, строительству инфраструктуры и развитию малого бизнеса. Механизмы уже опробованы в Кузбассе в Таштаголе, Прокопьевске и Ленинске-Кузнецком. И вполне успешно. Есть новоселы, новые рабочие места на малых предприятиях, построенные и отремонтированные дороги, котельные, электроподстанции.
Чтобы все пошло как по маслу и в юргинской ЗЭБ, нужен коллектор, объездная дорога и газовая котельная. Коллектора и котельной там нет. Дорога есть в виде двух несвязанных участков, потому грузовой транспорт ездит через весь город. На все про все из федерального бюджета требуется около 750 млн рублей. На «жилищную» тему нужно 415 млн рублей. Для поддержки малого бизнеса (в этой сфере в Юрге созрело более 20 инвестпроектов) нужно 110 млн рублей (ожидаемые результаты см. таблицу№2). Итого получается около 1,3 млрд рублей.
Как свидетельствуют участники «защиты» проекта в Москве, заявка Юрги не показалась чрезмерной на фоне остальных (среди соперников была Пермь, хакасский Черногорск, хабаровский Чегдомын). К тому же юргинцы представили немаловажный аргумент, на который всегда обращает внимание Москва: почти по всем «строительным» проектам готова документация (по газовой котельной – на выходе). Это значит, что эффект от вложений можно получить довольно быстро. Что называется, бери и строй.
Еще одно обстоятельство, уже объективное, в пользу Юрги. Город будет принимать все больше военных, которым нужно жилье. А раз государство с одной стороны решает «нагрузить» город, значит, с другой оно должно ему в этом помочь.
По данным «Кузбасса», в феврале можно ожидать внесения решения комиссии в правительство. Посмотрим, какой принцип здесь сработает. «Раз делают, значит, нужно помочь!» или «Сами справятся!».
Татьяна ДУМЕНКО.